Язычество, преобладающее над христианством в домонгольский период

П. Милюков

Что же делалось в миру, за монастырской оградой? Только немногие и смутные отголоски дошли до нас из этого мира. Но и на основании того, что дошло, нельзя не заключить, что сознательное отношение к вопросам нрав­ственности и религии было редким исключением среди мирян. Люди вроде Владимира Мономаха, приведшие в известную своеобразную гармонию требования житей­ской морали и христианской нравственности, встречались только на самых верхах русского общества. Относительно же всей остальной огромной массы народной нельзя даже сказать, чтобы она усвоила один обряд, внешность христи­анской жизни, как склонен был признать Хомяков. Нуж­но согласиться с мнением проф. Е.Е. Голубинского, что народная масса древней Руси не успела еще ничего усво­ить в домонгольский период — ни внешности, ни внутрен­него смысла, ни обряда, ни сущности христианской рели­гии. Масса оставалась по-прежнему языческой. Усвоение и правильное выполнение внешнего обряда христианского — хождение в церковь, исполнение треб и участие в святых таинствах — было еще делом будущего. Для достижения этой ступени понадобилась чуть ли не вся история России.

Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Париж. 1931. Т. 2. Ч. 1. С. 15-16.

Миниатюра: Владимир Всеволодович Мономах

Миниатюра: