Язычество, преобладающее над христианством в домонгольский период
П. Милюков
Что же делалось в миру, за монастырской оградой? Только немногие и смутные отголоски дошли до нас из этого мира. Но и на основании того, что дошло, нельзя не заключить, что сознательное отношение к вопросам нравственности и религии было редким исключением среди мирян. Люди вроде Владимира Мономаха, приведшие в известную своеобразную гармонию требования житейской морали и христианской нравственности, встречались только на самых верхах русского общества. Относительно же всей остальной огромной массы народной нельзя даже сказать, чтобы она усвоила один обряд, внешность христианской жизни, как склонен был признать Хомяков. Нужно согласиться с мнением проф. Е.Е. Голубинского, что народная масса древней Руси не успела еще ничего усвоить в домонгольский период — ни внешности, ни внутреннего смысла, ни обряда, ни сущности христианской религии. Масса оставалась по-прежнему языческой. Усвоение и правильное выполнение внешнего обряда христианского — хождение в церковь, исполнение треб и участие в святых таинствах — было еще делом будущего. Для достижения этой ступени понадобилась чуть ли не вся история России.
Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Париж. 1931. Т. 2. Ч. 1. С. 15-16.
Миниатюра: Владимир Всеволодович Мономах
Миниатюра: