ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ
ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ — (Хлыновская), историческое название в 12-18 вв. территории в бассейне верхнего и части среднего течения р. Вятка. С 6 в. населена коми и удмуртами, с 10 в. также марийцами. Осваивалась Новгородской республикой. В 1489 присоединена к Русскому государству.
В I тыс. до н. э. на Вятской земле жили племена ананьинской культуры; в VI—X веках — пермские финно-угорские племена — предки удмуртов и коми (см. пермяне). С X века они были несколько смещены на восток устремившимися с запада черемисами (мари).
По архелогическим данным историка и археолога Л. Д. Макарова (Ижевск), в XII-XV веках на Вятке существовало три региона проживания населения смешанного состава: Моломская (Ковровское и Шабалинское городища), Никулицкая (Никульчинское, Слободское и Подчуршинское городища) и Пижемская волости. В небольших городах жило в основном русское и метисированное население, а на посадах и в сёлах — финно-угорское. Отдельный анклав примерно с XV века составляли каринские татары и вотяки (предки северных удмуртов). В 1402 или 1403 Вятскую землю приобрёл московский великий князь Василий I Дмитриевич, отдавший её в удел брату Юрию Галицкому. В феодальной войне во 2-й четверти XV века Вятская земля была главной опорой галицких князей. В 1459 году великий князь Василий II подчинил Вятскую землю, но в ней продолжалась борьба сепаратистски настроенных бояр и купцов со сторонниками московской ориентации.
До 1489 года Вятская земля пользовалась некоторой самостоятельностью, временами попадая в зависимость от Казанского ханства. Известно, что на Вятке в XV веке находился казанский посол, однако зависимость от Казани касалась только юга Вятской земли. Судя по документам, на Вятке в XV веке было самоуправление с выборными воеводами, ватаманами (предводителями речных флотилий-ватаг) и подвойскими (судебными). Христианская вера сочеталась с элементами язычества, что особенно проявляется в обрядах захоронений вятчан той поры (ориентация тел, положение рук). На Вятке издревле почитали сильных воинственных святых: Михаил Архангел, Илья, Георгий, св. князья Борис и Глеб, а особенно Николай Чудотворец, особый культ которого сохранился до сей поры (например, в виде Великорецкого крестного хода). Вечевой уклад просуществовал там вплоть до окончательного присоединения этих земель к Москве. Население Вятки, помимо местных финно-угорских народов, складывалось из выходцев с территорий Великого Новгорода (ушкуйников) и, вероятно, беженцев XIII века из южнорусских княжеств и Волжской Булгарии.
В 1485-86 великий князь Иван III подавил мятеж сепаратистов. В августе 1489 московское войско окончательно покорило Вятскую землю, казнив зачинщиков мятежа, выселив крупных вятских феодалов и купцов и уничтожив земское самоуправление. С 1489 тут была распространена общерусская система управления — местничество. Термин «Вятская земля» употреблялся и в XVII—XVIII вв.