ВИКЖЕЛЬ

ВИКЖЕЛЬ (Всероссийский исполком союза железнодорожников) (август 1917 -январь 1918), центральный профсоюзный орган работников железнодорожного транспорта. 29.10.1917 руководство В., угрожая всеобщей забастовкой железнодорожников, потребовало от большевиков создания «однородного социалистического правительства» из представителей всех «советских партии» — от большевиков до народных социалистов, а также замены В. И. Ленина на посту Председателя СНК. Ультиматум В. послужил причиной первого кризиса советского правительства.

Разочаровавшись в возможности примирения правых и левых социалистов, 20 ноября (3 декабря) 1917 Викжель принял резолюцию, в которой признавал Советскую власть при том условии что ему будут переданы функции управления железнодорожным хозяйством.

Однако позиция, занятая Викжелем в октябрьские дни, вызвала недовольство многих рядовых членов профсоюза, и 12 (25) декабря 1917 в Петрограде открылся Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожных рабочих и мастеровых, созванный по инициативе профсоюзов железнодорожников петроградского и московского узлов. Среди 300 делегатов преобладали большевики, по их предложению съезд выразил недоверие Викжелю и на общежелезнодорожный съезд избрал 78 делегатов, стоявших на позиции поддержки Советского правительства.

Перед открытием Учредительного собрания в январе 1918 года некоторые радикалы из эсеровской партии готовили вооруженное антибольшевистское выступление. Их готовы были поддержать солдаты Лужского гарнизона. Но, как вспоминал Б. Соколов, председатель Военной комиссии эсеров, попыткам перевезти их в Петроград препятствовал Викжель:

Мы никак не могли сговориться с Викжелем, иначе — Центральным Органом Железнодорожников. Это учреждение было хуже, чем большевистское. Ибо, будь оно большевистское, было бы оно для нас определённым врагом, с которым можно и должно бороться. Викжелисты же на словах выражали симпатии демократии и интеллигенции, а на деле оказывали всякое противодействие малейшим попыткам использовать железнодорожный аппарат для борьбы с советской властью. При этом их лояльность ограничивалась лишь одной стороной. Большевики превосходно и беспрепятственно имели возможность использовать для своих нужд тот же железнодорожный аппарат.

С 5 (18) января 1918 по 30 января (12 февраля) 1918 в Петрограде проходил Чрезвычайный Всероссийский железнодорожный съезд. Викжель был упразднен, и функции его перешли к избранному на съезде Викжедору.