Увеличение мест распивочной продажи в дореволюционной России
П. Черкасов
С 1 января 1863 года совершился такой переворот в самых основаниях торговли вином, что трудно изложить все те явления, какие последовали за этой переменой. Нужно было стоять близко к делу, чтобы хоть в общих чертах рассказать о них. Что дешевка сгубила настоящее поколение и пустила глубокие корни в будущность, это факт неоспоримый.
Когда настал новый, 1863 год, пьющий народ обезумел от радости. Является в кабак, например, рабочий с гривенником выпить шкалик (старая мера объема жидкости, равная примерно 0,06 л. — СИ.), ему отпускают за эти деньги вина вдвое, втрое больше. От такой выпивки он сразу теряет сознание, тащит товарища, угощает знакомого и незнакомого. Дешевка соблазнила мало пьющих и вовсе не пьющих; всякий хотел попробовать. На первых порах крестьянин и рабочий, ремесленник, мастеровой и домашняя прислуга буквально спились. Кто вовсе не знал этого порока, женщины, подростки, бедняки, нищие, которым не всегда доступна выпивка, попробовали и увлеклись дешевым напитком <…>.
Увеличение мест распивочной продажи еще более способствовало распространению пьянства. Открытие кабака, особенно в уезде, не представляло никаких затруднений; еще в столицах и больших городах встречались некоторые помехи вследствие высоких цен за наем помещений и монополии со стороны бывших откупщиков. В более или менее населенных деревнях открывалось сразу по два и по три кабака; даже в тех, где все население не превышало десяти дворов, открывался кабак.
<…> На рынок поступала в продажу масса спирта по дешевой цене, часто ниже 40 копеек за ведро в 38 %, именуемое перекурным; но так ли было в действительности — об этом знают заводчики, которые в короткое время нажили большие состояния.
Из моих воспоминаний и наблюдений по откупному делу // Русский вестник. М, 1885. Т. 176. С. 354, 356.