Строительство Александровского (Сызранского) моста через Волгу. 1876-1880 гг.

Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков.

Собранные пролеты на подмостьях. Мост через Волгу. Оренбургская ж.д.
Собранные пролеты на подмостьях. Мост через Волгу. Оренбургская ж.д.


Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения, профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. В 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из местного жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги «Правый берег реки Волги». К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года.

Погружение дополнительного кессона быка № 1. Мост через Волгу. Оренбургская ж.д.
Погружение дополнительного кессона быка № 1. Мост через Волгу. Оренбургская ж.д.

Официальное открытие движения по мосту состоялось 30 августа 1880 г. Это событие было приурочено к празднованию 25-летия царствования императора Александра II. В честь императора Сызранский мост назвали Александровским. Общие затраты на строительство моста составили 7 млн золотых рублей. Длина моста составила 1,5 км, мостовое сооружение имело 13 пролетов по 111 метров каждый.

Постановка пролета № 1. Мост через Волгу. Оренбургская ж.д.
Постановка пролета № 1. Мост через Волгу. Оренбургская ж.д.

Долгое время Александровский мост оставался единственным звеном, через которое соединялись центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью. Сызранский мост стал не только самым длинным в Европе, но и самым совершенным по выполнению и расчету.

Постановка пролета № 2 Мост через Волгу. Оренбургская железная дорога
Постановка пролета № 2 Мост через Волгу. Оренбургская железная дорога

Со времен постройки мост не раз подвергался реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролетные строения. В частности, в 1918 г. отступающими частями Белой Гвардии были взорваны второй и третий пролеты. Во время Великой Отечественной войны Александровский мост как крупнейший стратегический объект защищали несколько зенитных батарей и целая эскадрилья истребителей-перехватчиков. Но основные инженерные решения мастеров XIX столетия сохранены до сих пор.

Освящение и открытие моста через Волгу. Оренбургская ж.д. 1875-1880

В 1949 году было принято решение о создании двухпутной конструкции моста, чтобы обеспечить непрерывное движение поездов в обе стороны и увеличить количество перевозимых грузов. В 1957 году было завершено строительство второго пути на мосту.