Стрельна и Лигово

Стрельна — посёлок в России, муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива, на реках Стрелка иКикенка. Численность населения по переписи 2002 года составляет 12 751 чел., по переписи 2010 года — 12 452 чел.

Через Стрельну проходит Петергофская дорога, а заканчивающийся в ней маршрут трамвая № 36 — наследие уникальной транспортной линии ОРАНЭЛ — первый в Российской империи проект пригородных электропоездов, — которая должна была связать Стрельну с Нарвской заставой. Также через посёлок проходит участок Балтийской линии Октябрьской железной дороги, по которому следуют в том числе и пригородные поезда с остановкой на станции Стрельна.

Стрельна. Вокзал.


Вход на террасу дворца

Дворец

Дворцовая церковь

Мельница в парке

Река Стрелка, Пристанская улица

Яхт-клуб

Петергофское шоссе

Пётр Первый приписал деревню Лихалу к своим имениям. Историю Лиговского пруда и мызы см. Лигово (усадьба).

В пояснительном тексте к этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года она записана, как деревня Liiha (Лигова) и указано количество её жителей на 1848 год: ингерманландцев-савакотов — 25 м п., 28 ж. п., всего 53 человека, а также ижора и русские.

Начало дачному посёлку «Новые Места» в Лигове было положено приобретением в феврале 1899 года имений С. А. Куна и Лапотниковой землевладельцами И. И. и Н. И. Дерновыми, М. Э. Сегалем, Р. М. Матвеевым, С. С. Степановым, Е. В. Васильевым и И. П. Беляевым. Территория, простиравшаяся до линии железной дороги, была разделена прямоугольной сеткой улиц и переулков, названных по их фамилиям. Улицы дореволюционного Лигова: просп. Эбсворта, ул. Дернова (Дерновая), ул. Степановская, ул. Сегалева, ул. Матвеевская, ул. Раевская, ул. Николаевская, ул. Шеферская, ул. Герлемановская, ул. Ново-Ивановская, пер. Беляева, пер. Весёлый, пер. Васильева, пер. Егоровский, пер. Андреевский, пер.

В марте 1905 года было образовано Общество благоустройства дачной местности «Новые места» в Лигово. Комитет общества координировал важнейшие работы по обеспечению жизни в посёлке, как то: мощение улиц (полная ширина улицы — 10 саж или 20 м), проведение освещения на керосиново-калильных лампах, доставка воды, противопожарная безопасность, телефонизация, культурные мероприятия.

К середине 1910-х годов практически все кварталы были застроены, причем не только дачами, но и коттеджами для постоянного проживания. Около 1910 года поселок был распространен на запад, заняв земли бывшей деревни Егоровки. Осевая просека бывшего Маврино была превращена в Раевскую улицу и продлена до Петергофского шоссе (напротив центрального входа Южно-Приморского парка). Также косой съезд к шоссе имела Сегалева улица (центральная).

Также были застроены участки в соседней деревне Старо-Паново, расположенной южнее Балтийской железной дороги, вдоль Красносельского шоссе. Жизнь в обоих поселениях объединялась рекой Дудергофкой и станцией «Лигово».

23 Марта 1913 г. состоялось Общее собрание, на котором было решено поставить в общественный зал мраморную доску, выгравировать на ней согласие Императора на переименование «Новых мест» в посёлок «Романовский» в память 300-летия царствования Дома Романовых.
Лигово. Станция




Лигово. Дача бывш. Кушелева на озере


Лигово. Беседка на пруду

Лигово. Пристань на пруду

Лигово. Озеро

Лигово. Степановская улица

Лигово. Церковь

Лигово. Сегалева улица

Лигово. Грот в парке

Лигово. Дача Дернова

Лигово. Почтовая контора