Сила общественного мнения
Н. Шелгунов
У нас чувство стыда развито очень сильно. Это чуть ли не главное, основное наше чувство, которое до сих пор и являлось единственною нравственной уздой для каждого отдельного человека. Больше всего мы боимся, чтобы о нас не сказали или не подумали дурно. Чувство боязни порицания и необыкновенная чувствительность ко всякому охуждению и ко всякой похвале — не только наша личная, но и наша национальная черта. От этого мы и обнаруживаем такую наклонность к таинственности, келейности, к сокрытию своего поведения (когда не уверены в нем) и боимся всякой огласки. От этого же и закон о диффамации встретил у нас такое сочувствие и создал столько судебных дел.
Что же касается совести и чести, то не то чтобы эти понятия у нас не существовали, но они находятся пока в состоянии неполного развития. И в самом деле, стыд — вполне и для каждого чувство ясное. Если не хочешь терпеть стыда, не хочешь, чтобы на тебя смотрели косо, неодобрительно или даже с неуважением, — поступай так, как требует общество. Какое это общество, как велики его размеры — это все равно. Свое общественное мнение имеет и кружок из 10-15 человек, и 3-4 деревенских соседа.
В понятии об общественном мнении не заключается никакого точного представления об его нравственном содержании. И у воров есть свое общественное мнение, которому каждый вор должен подчиняться. У них есть и свое понятие о воровской чести, которого оскорблять нельзя. Общественное мнение управляет и жизнью в острогах, оно есть и у каторжных. Какое бы ни было общественное мнение, оно всегда нечто условное, имеющее свой собственный круг понятий и представлений об одобряемом или не одобряемом.
Таким образом, общественное мнение есть, в сущности, внешняя контролирующая сила, но сила громадная, наиболее подчиняющая себе поведение каждого отдельного человека. Ни закон, ни суд, ни уголовная кара не имеют над людьми такой предупреждающе контролирующей власти, какую имеет общественное мнение.
Общественная совесть // В кн.: Очерки русской жизни. СПб., 1895. С. 751-752.