СЕРАФИМ (СОБОЛЕВ) , АРХИЕПИСКОП (1881—1950), УПРАВЛЯЮЩИЙ РУССКИМИ ПРАВОСЛАВНЫМИ ОБЩИНАМ В БОЛГАРИИ, ИДЕОЛОГ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОНАРХИЗМА.

СЕРАФИМ (Соболев), архиепископ (1881—1950), Управляющий Русскими православными общинам в Болгарии, идеолог русского православного монархизма. В своем главном труде «Русская идеология» (1939) писал: «Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный царь — Помазанник Божий, который, как душа русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа.

Не будем смущаться столь распространенным, к сожалению, среди нас мнением, что самодержавный царский строй в России будто бы уже изжил себя.

Это мнение направлено против Священного Писания с целью уничтожить спасительное его на нас влияние. Ведь царская самодержавная власть в России была основана на словах Священного Писания. А эти слова являются глаголами вечного живота (см. Ин. 6, 68). “Дух есть иже оживляет, — сказал Господь, — плоть не пользует ничтоже. Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть” (Ин. 6, 63). “Живо бо слово Божие, и действенно, — говорит св. ап. Павел, — и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным” (Евр. 4, 12).

Отсюда будет в высшей степени неразумно с нашей стороны, если мы скажем, что слова Священного Писания изжили себя. Но точно так же неразумно и мнение, что царский самодержавный строй изжил уже себя. Если слово Божие всегда должно быть для нас действенным, всегда жизненным, всегда спасительным, то и царский самодержавный строй России, как основанный на слове Божием, должен быть для нас всегда жизненным и спасительным.

Мнение о нежизненности царской власти противоречит и самой жизни. Действительность говорит, что самодержавная власть русского великого князя и царя собрала воедино все подвластные им племена и народы в один могущественный государственный организм. Эта действительность показывает, что при содействии самодержавной власти Россия достигла небывалого и изумительного развития в своей культурной жизни во всех ее областях и сделалась самым могущественным государством сравнительно с теми европейскими державами, в основе которых была не самодержавная, единоличная, а парламентарная власть».