СЕНАТ КАССАЦИОННЫЙ
СЕНАТ КАССАЦИОННЫЙ, был учрежден после судебной реформы в царствование имп. Александра II (1866). Состоял из двух кассационных департаментов (гражданского и уголовного), их общего собрания, собрания первого и двух кассационных департаментов, объединенных присутствий первого и гражданского департаментов, первого и уголовного. Кассационные департаменты являлись высшим кассационным судом империи. Общее собрание первого и кассационных департаментов ведало вопросами спорными и рассмотрением вопросов, разрешаемых неоднократно в разных судебных местах; объединенное присутствие первого и гражданского кассационного департаментов было кассационной инстанцией для дел, возбуждаемых по жалобам о вознаграждении за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц административного ведомства, а объединенное присутствие уголовного кассационного с первым департаментом являлось высшей инстанцией по делам о должностных преступлениях. Департаменты Сената состояли из определенного штата или числа сенаторов, обер-прокурора и его товарищей и канцелярии, состоявшей в ведении обер-секретарей. В объединенных присутствиях число сенаторов из первого и кассационного департаментов должно было быть равным, а в объединенном присутствии первого и гражданского департаментов число сенаторов каждого из них — не превышать четырех. В каждом департаменте один из сенаторов назначался первоприсутствующим, имелся он и в общем собрании кассационных департаментов. Рассмотрение дел происходило в отделениях департамента (при наличии не менее 3 сенаторов), но сразу переносилось на рассмотрение присутствия всего департамента, как только возникала необходимость (высказанная даже одним сенатором) разъяснить смысл законов в целях всеобщего их применения. Порядок рассмотрения в отделениях и присутствии всего департамента отличался крайней простотой: сначала слушался доклад о деле, зачитываемый одним из сенаторов, затем заслушивалось заключение обер-прокурора (или его товарища) и выносилась резолюция. Производство было только письменным, стороны и свидетели не вызывались, доказательства не подлежали проверке (это относилось к сущности дела, не подлежавшей кассационной оценке). Впрочем, присутствие сторон, поверенных и посторонней публики было допустимо, как и словесные объяснения на предмет развития и обоснования содержания кассационной жалобы или оспоривание ее доводов, причем словесные объяснения допускались лишь в промежутке между докладом и заключением прокуратуры, после которого уже никакие объяснения не принимались. Решения департамента публиковались, решения отделения подлежали обнародованию лишь до 1870-х; кроме того, существовал сборник решений общего собрания кассационных департаментов. Эти решения служили руководством для судов империи и восполняли пробелы уголовного и гражданского законов. В этом отношении кассационная практика являлась одним из источников права.