Санкт-Петербург. Часть 27
Садовая улица — одна из центральных улиц Санкт-Петербурга. Проходит через исторический центр города от 1-го Садового моста через Мойку близ Марсова поля до места соединения канала Грибоедова и Фонтанки по территории двух островов дельты Невы: Спасского (от Мойки до Крюкова канала) и Покровского (от Крюкова канала до места соединения канала Грибоедова и Фонтанки). В створе улицы через Крюков канал перекинутСтаро-Никольский мост. Участок от Мойки до Гороховой улицы относится к Центральному району города, а остальная часть — к Адмиралтейскому. Протяжённость улицы — 4376 м, ширина проезжей части — около 8 м, а расстояние между домами достигает 18 м.
Улица имеет большое культурно-историческое значение — здесь расположено множество памятников истории и архитектуры XVIII—XX веков, в том числе Михайловский замок, Воронцовский дворец, Гостиный двор, дворец Юсуповых; кроме того, магистраль несёт важные транспортные функции, связывая одной линией центральные районы города. Здесь по разным адресам в своё время проживали Дмитрий Милютин, Алексей Куропаткин,Михаил Лермонтов, Демьян Бедный, Иван Крылов, Михаил Петрашевский, Юрий Лисянский, Аполлон Майков, Евгений Тарле, Сергей Прокофьев.
На Каменноостровском проспекте сосредоточены здания всех архитектурных и исторических периодов XX в., притом в самых характерных и лучших образцах. Здесь наиболее выдающиеся здания в формах модерна (дома № 1 и 61, архитектор Лидваль; № 10-12, 45, 54, архитектор Д. А. Крыжановский) и даже целый комплекс — пример раннего декоративного модерна: дома № 13,16 и 20, на пересечении с улицей Мира, образующие небольшую Австрийскую площадь (архитектор В. В. Шауб).
Открытый 12 ноября 1850 года мост получил имя Благовещенский от церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади, располагавшихся на левом берегу.
На быке у разводного пролёта по проекту А. И. Штакеншнейдера была возведена часовня, освящённая 9 (21) мая 1854 года в честь св. Николая Чудотворца. После кончины императора в 1855 году мост переименован в Николаевский.
Памятник «СТЕРЕГУЩЕМУ» , открыт 26.4.1911 в Александровском парке (скульп. К. В. Изенберг, арх. А. И. Гоген). Во время Русско-Японской войны 26.2.1904 близ Порт-Артура миноносец «Стерегущий» вступил в неравный бой с японскими кораблями был потоплен собственным экипажем, чтобы не сдаться врагу. На памятнике изображено, как оставшиеся в живых матросы открывают кингстоны, откуда хлещет вода. Когда-то здесь лилась и настоящая вода.
Памятник Петру I, названный Пушкиным «Медным всадником», исключителен по своему значению не только для Петербурга — он является официальным символом города, — но и для всей российской культуры.
Это первый скульптурный монумент России, торжественно открытый 7 августа 1782 года. Гениальная пластика, композиционное совершенство, символичность местоположения памятника, драматическая история его создания уже больше двух веков вдохновляют художников и поэтов на новые творения. Первое место среди них занимает «петербургская повесть» А.С. Пушкина, по которой мы называем памятник. «Медному всаднику» посвящены строки Ф.М. Достоевского, А. Белого, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского, рисунки А.Н. Бенуа, живопись В.И. Сурикова и множество других произведений искусства. Этот памятник — одна из ключевых тем «петербургского мифа».
В 1851 году император Николай I издал «высочайший указ» — «Соорудить железную дорогу от Санкт-Петербурга к Варшаве». В 1852-1853 гг. по проекту архитектора К.А. Скаржинского было построено первое сооружение. Фасад, задуманный в стиле неоренессанс, с треугольным фронтоном и пятью высокими арочными окнами, нес особую градостроительную функцию, замыкая Измайловский проспект. Здания с трех сторон охватывали платформы, которые перекрывала арочная конструкция из металла и стекла.
Петербургско-Варшавская железная дорога к 1859 г. дотянулась до Пскова, а к 1862 г. достигла Варшавы.
Мариинский дворец — один из дворцов Санкт-Петербурга, важная часть ансамбля Исаакиевской площади.
Наряду с Зимним и Таврическим — один из трех «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.
Построен в 1839—1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера.