Санкт-Петербург. Часть 24

В России стремление женщин к высшему образованию вполне определенно проявилось ещё в 1860 г., когда на университетских лекциях стали появляться женщины. При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на учёные степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый — большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ. Советы университетов казанского и спб. предложили допустить женщин к совместному со студентами слушанию лекций и приобретению всех учёных степеней, на правах вольнослушателей, причём второй полагал, что диплом должен давать женщинам право на медицинскую практику и на штатные должности лишь в высших Ж. учебных заведениях, совет же казанского университета не делал этого ограничения. Наконец, советы университетов харьковского и киевского находили возможным допустить женщин к слушанию лекций, как на правах вольнослушателей, так и на правах студентов, а равно к приобретению учёных степеней, которые, по мнению совета харьковского университета, должны им давать те же права по государственной службе, что и мужчинам. Дело, однако, кончилось ничем. Русские женщины, не находя на родине доступа к высшему образованию, массами устремлялись в заграничные университеты.

Сам вопрос организации в России высшего женского образования, горячо обсуждавшийся в начале шестидесятых годов, в 1864 году окончательно замер даже в печати, пока он вновь не был возбужден Е. И. Конради. В декабре 1867 года она внесла в собравшийся тогда вСанкт-Петербурге первый съезд русских естествоиспытателей и врачей записку о необходимости научного образования для женщин; но съезд, не имея в своем составе педагогического отдела, не имел права входить в обсуждение записки и вынужден был ограничиться выражением сочувствия к её основной мысли. В мае 1868 года на имя ректора Санкт-Петербургского университета К. Ф. Кесслера поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве «лекций или курсов для женщин». В числе ходатайствовавших было около ста женщин высшего круга; во главе движения стояли Е. И. Конради, Н. В. Стасова, В. П. Тарновская, Е. Н. Воронина, О. А. Мордвинова, А. П. Философова, М. В. Трубникова; содействие им с самого начала оказывал А. Н. Бекетов. Одновременно с этим и в Москве образовался кружок женщин, решившихся добиваться высшего образования.


В 1824 году, когда переправа пришла в негодность, начали строить новый плашкоутный мост от Суворовской до Троицкой площади. В 1827 году строительство было завершено и новый мост назвали Суворовским.

Вместе с тем, город нуждался в постоянных переправах через Неву и первые из них были построены на Васильевский остров и Выборгскую сторону, а в 1890 году было принято решение о строительстве переправы на Петроградскую сторону. Был проведен конкурс, в результате которого лучшим был признан проект фирмы Эйфеля, построившей Эйфелеву башню. Вне конкурса был рассмотрен проект французской компании Батиньоль, предложившей новую технологию соединения пролетных арок — консульно-арочную систему. Модель с такой же системой была изобретена и русским инженером Г.С. Семиколенновым, но она не была им запатентована.

Было принято решение заключить контракт с французской фирмой Батиньоль, что было политическим шагом навстречу Франции. 25 сентября 1896 года во время визита Николая II во Францию был заложен мост Александра III через Сену, а через 11 месяцев 12 августа 1897 года в присутствии Президента Франции Феликса Фора был заложен Троицкий мост. В основание переправы Император и Президент положили по монете. Строительство велось русскими рабочими с использованием отечественных материалов, а контроль за строительством выполняли русские строители и архитекторы, Академия художеств и Городская Дума. Установленный срок окончания строительства — 1901 год французской фирмой не был выполнен, за что в российскую казну она заплатила штраф в размере 150 000 рублей.

Открытие состоялось в 200-летие Санкт-Петербурга 16 (27) мая 1903 года. Первый развод моста выполнил сам император Николай II. Он нажал кнопку для запуска работы электрических моторов и переправа была разведена. Праздник сопровождался салютом и крестным ходом. В память об открытии были установлены бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами авторов и строителей переправы.


Медный всадник зимой. До 1909 года

Монумент Петру I и городские обыватели. До 1872 года.

Банк Лионский кредит

Дворцовая площадь (1850)

Николай II на церемонии открытия памятника Петру Великому


Министр путей сообщения и его сотрудники

Торговцы на рынке

Уличная сцена

Салон американского посольства

Большая Морская

Место найма женщин на работу