Санкт-Петербург. Часть 16. Невский проспект
Невский проспект — главная и самая знаменитая магистраль Санкт-Петербурга. Она связывает Дворцовую площадь с площадью Александра Невского. Её длина — 4,5 километра. Здесь расположены церкви разных христианских конфессий: протестантская, католическая, православная, реформаторская, армяно-григорианская.
Невский проспект не сразу стал центральной улицей города. Изначально его трасса состояла из двух отдельных дорог. Будущий Невский проспект складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга — из Москвы и Великого Новгорода.
Рядом с Адмиралтейством, сразу после его основания в 1704 году, появился Адмиралтейский луг, а за ним — Морская слобода. Она расположилась между Адмиралтейским лугом и Мойкой. Адмиралтейский луг не застраивали, так как он служил гласисом для Адмиралтейства. Такое пустое пространство было необходимо для крепости (а Адмиралтейство изначально было не только верфью, но и и крепостью) для того, чтобы враг не мог подойти к ней незамеченым.
В 1705 году на левой стороне будущего Невского проспекта, примерно на участке домов №2-16 был построен Морской рынок. Он возник здесь по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На Морском рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.
Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки, был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала Корнелия Крюйса. Он руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии, поэтому поселился рядом с ним. Именно вокруг дома Крюйса и росла Морская слобода, адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых жилых зданий на Невском проспекте. Его главный фасад был обращён на Мойку, а в сторону будущей улицы выходила глухая стена с чёрным ходом для прислуги.
В 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Появилась необходимость связать место его строительства с Морской слободой. Но так как строительные работы в монастыре начались только в 1712 году, именно тогда и начали прокладывать трассу от него до Новгородского тракта. А в 1710 году начали прокладывать прямую трассу, першпективу от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. Её назвали Большой першпективой. В первую очередь обустраивали участок от Адмиралтейства до Мойки, через Морскую слободу. На карте Петербурга легко заметить, что между Невским и Лиговским проспектами прямой угол. Так наметилось направление Невского проспекта.
Отрезок от монастыря строился с 1712 по 1718 год, изначально назывался «Невская першпектива», по названию монастыря. Первое упоминание о ней в официальных документах указ Петра I от 2 октября 1718 года. В нём говорится о дороге к Невскому монастырю. Большая першпектива поначалу застраивалась медленно, так как Пётр I видел центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более оживлённой, там отводили земли рабочим и служителям монастыря.
Кроме Морской слободы, ещё в петровское время на Невском проспекте возникла Переведенская слобода. Она находилась между Мойкой и речкой Кривушей (канал Грибоедова). В слободе жили работные люди, переведёные в Петербург из разных мест. В 1710 году на углу Невского проспекта и Кривуши была построена часовня, а в 1712-м — небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы. В первой четверти XVIII века через Переведенскую слободу от Большой першпективы была проложена 1-я Переведенская (ныне Казанская) улица.
В 1713 году с Большой першпективой Литейным проспектом был соединён Литейный двор. В 1715 году построен первый мост через Фонтанку. Тогда же направление Большой першпективы было скорректировано для того, чтобы дорога выходила на центр Адмиралтейства. При этом был снесён ряда дворов.
В 1716 году был построен первый деревянный мост через Мойку (ист. №1). Все мосты через Мойку тогда выкрашивались в разные цвета. Эта переправа по цвету перил стала называться Зелёным мостом. Тогда же был построен первый мост через речку Кривушу. Кстати, судя по ист. №3, Зелёный мост упоминался ещё в 1710 году.
В 1716-1720 годах Морской рынок был перенесён на участок между Мойкой и Большой Морской улицей (дом №15). Это было сделано в целях пожарной безопасности, рядом с Адмиралтейством торговать сеном и дровами посчитали опасным. Проект нового каменного здания разрабатывал Г. И. Маттарнови, оно стало известно как Мытный двор. Здесь брали «мыт» — пошлину с товаров. В 1719 году после смерти Маттарнови здание достраивал Н. Ф. Гербель. Поначалу здесь велась торговля только съестными припасами. Но постепенно лавки занимались купцами, торгующими и другими товарами. Мытный двор всё горожане всё чаще называли Гостиным двором.
30 августа 1724 года состоялся перенос мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь. По этому случаю генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал подарок — на начальной части Большой першпективы вечером зажгли первые фонари. Они были поставлены через каждые 50 сажен (106 метров), заправлялись конопляным маслом.
Большая першпектива была главной дорогой, подъездом к центру Петербурга. Именно по ней, как говорилось в указе от 1726 года, «всегда как приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется». В 1720-х годах она была вымощена камнем. Под фонарями были установлены скамьи для отдыха прохожих. Мощение Невского проспекта булыжным камнем возлагалось на владельцев примыкающих к нему участков. В их обязанности входило мостить улицу на всю длину своего участка до её середины.
20 апреля 1738 года «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» приняла решение назвать дорогу Невской Проспективной улицей. Это название было закреплено лишь за участком трассы в Адмиралтейской части, то есть только до Мойки. 20 апреля 1739 года такое название распространилось уже на дорогу до современной площади Восстания. Вскоре Невской Проспективной улицей стали называть весь проезд от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Таким образом, название своё он получил не от реки Невы, а от монастыря. Комиссией район першпективы был отдан под застройку торговыми заведениями и частными домами, которые в обязательном порядке должны были строиться только из камня.
Комиссия включила Невский проспект в знаменитый «Адмиралтейский трезубец» — три улицы-луча, ориентированные на шпиль башни Адмиралтейства. Именно тогда между Невским и Вознесенскими проспектами была проложена Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Обычно в таких случаях главной магистралью становится средний луч. Несмотря на это, в Петербурге главной стала Большая, а не Средняя першпектива, вероятно из-за своей роли — въездной дороги в город.
С приходом к власти Елизаветы Петровны Невский проспект начинает активно застраиваться дворцами. На углу Невского проспекта и Фонтанки в 1741 году началось строительство Аничкова дворца. В 1750-1751 годах в квартале между Невским проспектом, Садовой, Итальянской улицами и Шуваловым переулком (Малой Садовой улицей) архитектором Чевакинским была построена усадьба с дворцом фаворита Елизаветы Петровны графа И. И. Шувалова. В 1752-1754 годах на углу Невского проспекта и Мойки по проекту Растрелли был построен дворец Строгановых. Это единственное здание на проспекте сохранившее свой внешний вид практически неизменным.
В 1796-1801 годах по проекту Е. Т. Соколова на углу Невского проспекта и Садовой улицы было построено здание первой в России публичной библиотеки. В 1799-1804 годах по проекту Д. Феррари построена башня при городской думе.
На рубеже XVIII-XIX веков граница Петербурга постепенно переходит за Фонтанку. Земля за рекой приобретается под частную застройку. С начала XIX века многими из участков вдоль Невского проспекта за Фонтанкой владели купеческие семьи: Яковлевы (№69, 96, 94, 112), Меняевы (№90-92, 116), Лопатины.
В 1834 году к Невскому проспекту была проложена Михайловская улица, вошедшая по замыслу К. Росси в единый ансамбль с Михайловской площадью. К этому же времени Росси создал и ансамбль выходящей одной стороной к проспекту Александринской (ныне Островского) площади, главной доминантой которой стал Александринский театр.
С постройкой в 1840-х годах Николаевского (ныне Московского) вокзала цена этой территории многократно возросла, здесь началось строительство большого количества доходных домов. Практически в обязательном порядке в первом этаже устраивались торговые помещения. Появлению вокзала обязаны также и открывшиеся во многих домах на Невском проспекте, равно как и во всей округе, большое количество меблированных комнат. Эти заведения в наше время назвали бы «мини-отелями».
В 1870-х годах от Невского проспекта проложили Пушкинскую улицу — самую молодую улицу в этом районе.
В 1875 году на Невском проспекте открылась одна из лучших петербургских гостиниц — «Европейская» (дом №36).
В 1883 году Невский проспект начинает освещаться электрическими фонарями. Найти свободное место для электростанций было непросто. В итоге их установили на баржах у Полицейского и Аничкова мостов. Мощности тех электростанций хватило лишь на то, чтобы осветить участок трассы от Большой Морской улицы до Аничкова моста. В 1895 году во дворе дома №27 была сооружена третья электростанция. В 1890-х годах весь Невский проспект освещался электрическим светом.
В конце XIX века страна переживала бурный экономический рост. Для него требовались финансовые инвестиции, которым бы способствовала развитая банковская система. Количество банков в стране, а в первую очередь в Петербурге, росло как на дрожжах. Многие дома в начале Невского проспекта скупались банкирскими домами и перестраивались для своих нужд. При этом здесь строились совершенно новые здания, не повторявшие облик снесённых. Банкирам в этом помогали и крупные торговые фирмы. В начале XX века были полностью перестроены дома №1, 7-9, 12, 21, 58, 62. Среди них — единственные на проспекте здания в новом стиле модерн, дома Зингера и Елисеевых. Дом №14 снесли перед самой Первой мировой войной, построить новое здание не успели, оставив на Невском проспекте пустырь. Дома №30 и 38 перестраивались под нужды банков без изменения фасадов.
В 1900-1910-х годах в 17 домах Невского проспекта открываются кинематографы. 16 из них — на участке трассы от Фонтанки до Знаменской площади. Единственное исключение в смысле размещения — кинозал «Аврора» в доме №60. Зрителям показывали не только художественные фильмы, но и документальное кино, киножурналы. До появления массового телевидения кинотеатры выполняли его функцию.
Крупным землевладельцем на Невском проспекте стал купец В. И. Соловьёв. Ещё в 1870 году в доме №96 он открыл свой первый магазин на главной петербургской магистрали. В 1900-1910-е годы он приобрёл дома №47, 51, 59, 61. Во всех из них, также как и в доме №71, работали «Соловьёвские» магазины.
В 1904-1908 годах реконструировался мост через Мойку.
В 1911 году был проведён очередной эксперимент по созданию удобного покрытия для проезжей части улицы. Часть невского проспекта от Большой Конюшенной улицы до Казанского моста оборудовали металлическими листами. Результат оказался отрицательным: грохот колёс, скольжение копыт лошадей и их падения. Из-за этого экипажи часто объезжали проезжую часть и оказывались на тротуарах. Неудобств не испытывали лишь автомобили на резиновых шинах, чья скорость в то время была ограничена 12 верстами в час. Спустя несколько месяцев Невскому проспекту вернули торцевое покрытие.
На крыше дома №19 в 1912 году была установлена первая в Петербурге световая реклама.
В октябре 1918 года Невский проспект переименовали. В честь октябрьского вооружённого восстания 1917 года он стал называться проспектом 25-го Октября.