Русское духовенство как сословие
Пр. Павел — овъ
В известном письме В.Г. Белинский вопрошал Н.В. Гоголя: «Ужели Вы, автор «Ревизора» и «Мертвых душ», искренно пропели гимн русскому духовенству, поставив его выше католического? Ужели Вы не знаете, что последнее когда-то было чем-то, тогда как наше духовенство никогда ничем не было?» Несмотря на страстный тон вопросов, в суждении Белинского о русском духовенстве есть доля правды: русское духовенство как сословие «никогда ничем не было», т. е. не было властолюбиво, не домогалось прав и привилегий, безропотно переносило все невзгоды и тихо делало свое незаметное дело служения церкви христовой и земле русской. Смирение, робость, уступчивость и отсутствие предприимчивости — основные черты характера русского духовенства доныне. Это смирение знакомо еще нашим детям в виде стыда за свое происхождение. Прозвище «кутейник, блинохват» ставит преграду между детьми духовенства и их сверстниками из других сословий, делает ребенка осторожным, робким и одиноким, пробуждает в нем смутное сознание какой-то вины. С возрастом это сознание не только не исчезает, но усиливается.
<…> Не только в детях духовенства, —даже в самих духовных лицах мало развито сознание своего достоинства <…>. Но где причина этого печального явления? Она, по нашему мнению, кроется в свойстве русской души принижать себя пред тем, что не наше. Известно, что и русские дворяне за границей стыдятся своей страны, хулят ее и стараются казаться не русскими. Да и на русской почве повсюду видишь такое раболепство пред иностранным, что реплики Чацкого не стали анахронизмом и в наше время. Тут тот же ложный стыд, то же ложное чувство виновности, что и в русском духовенстве при его сношениях со светскими людьми. Но, кроме того, самоунижение духовенства имеет причины в исторически сложившихся отношениях к духовенству правительства, общества и духовного начальства.
Мартирологию русского духовенства можно бы начать с XII — XIII веков, когда ростовцы, черниговцы и новгородцы изгоняли и били не только священников, но и епископов. <…> При Петре I духовенство стояло на одном уровне с податными сословиями, исполняло полицейские обязанности, ходило на караул, дежурило на съезжих домах, являлось на пожары <…>. Телесными наказаниями духовенство награждалось наравне с простолюдинами <…>, нередко эти наказания бывали публичными <…>. Такое отношение к духовенству правительства и духовного начальства не способствовало чувству уважения к духовенству и в мирских людях. Оставаясь обрядово благочестивыми, миряне любили потешиться над совершителями обрядов.
<…> Вот какими отношениями властей и общества воспитывалось в духовенстве то самоуничижение, каким духовенство отличается и поныне. В последнее полустолетие духовенство сделало большой шаг и в умственном, и в нравственном отношениях. Но много еще, кроме вековой привычки к самоуничижению, в условиях жизни духовенства такого, что поддерживает и оправдывает в нем сословную робость не только пред высшими и образованнейшими, но и пред низшими и малоразвитыми до писаря и мироеда включительно.
Письма священника // Русский вестник. СПб., 1892. Т. 219, апрель. С. 183-186.