Русский поход Наполеона на полотнах В.Верещагина
Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»: «Не замай — дай подойти!», «С оружием в руках — расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896-1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897-1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899-1900 гг.). Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен — в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др. (замысел не осуществлен).
Художник-новатор, Верещагин отверг академические каноны батальной живописи с их парадной условностью, в своих полотнах обличал войну как мировое зло («Апофеоз войны», 1871-1872 гг.). Верещагин — автор двух книг о войне 1812 года («1812 год» и каталог с пояснением к его картинам: «Наполеон I в России»), в которых высказал свой взгляд на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др.
Наполеон I на Бородинских высотах
Конец Бородинского боя
Used cepheid genexpert.
Перед Москвой в ожидании депутации бояр
В Успенском соборе
Зарево Замоскворечья
Через огонь
В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле)
В Кремле — пожар!
Возвращение в Петровский дворец
Наполеон и маршал Лористон (Мир, во что бы то не стало)
На этапе. Дурные вести из Франции
На этапе. Дурные вести из Франции
На большой дороге. Отступление, бегство….
Ночной привал великой армии
Не замай! Дай подойти!
С оружием в руках — расстрелять!
В штыки! Ура! Ура! (Атака)