Русская литература как следствие реформ Петра Первого
М. Бакунин
Западная цивилизация, действительно введенная в России деспотическими реформами Петра Великого, — деспотическими и грубыми, как и сама среда, которую они пытались преобразовать, — введенная царем-реформатором среди нас не в целях человеколюбия, но с единственною целью устройства и укрепления государства, — эта цивилизация долго оставалась чем-то совершенно внешним и, так сказать, мертвым. Тщетно царь заставлял бояр брить бороды, курить табак и вывозить в свет своих жен и дочерей. Он насильно отнимал у семей молодых людей и отсылал их учиться за границу. Но все это лишь внешним образом изменило общественную жизнь дворянства в России, оставив нетронутым варварский быт внутреннего семейного уклада. Дворяне, наиболее приближенные ко двору, их сыновья и дочери кончили тем, что научились иностранным языкам и говорили, в особенности по-французски, как говорили в Версале, т.е. как попугаи, подражали в туалетах и манерах, в жаргоне и обычаях европейской аристократии, оставаясь по-прежнему низкими лакеями, рабами, палачами, варварами, в тысячу раз еще более отвратительными в этом западном шутовском наряде.
Однако эта цивилизация, хотя и введенная исключительно в целях политического могущества, в конечном счете дала России кое-что кроме форм, — она дала ей великую литературу, гуманитарную философию XVIII века. Побуждаемая чувственностью и политическим кокетством, составлявшими характерные черты императрицы Екатерины II, друга и корреспондента Дидро и Вольтера, усиленно старавшаяся прослыть за человека свободного ума, усердного друга цивилизации и человечества, она велела перевести на русский язык все замечательные сочинения этого века. Сочинения Вольтера, энциклопедистов и много других французских и немецких книг были переведены на русский язык. Екатерина изучала эту новую литературу и ввела ее в моду. Многие из ее придворных занимались ею только потому, что этого хотела императрица. Становились философами, как были палачами, из низкого угодничества.
История моей жизни. Собр. соч. в 4 т. М, 1934. Т. 1. С. 34-35.