Ростов-на-Дону. Часть 6
В ХХ столетие Ростов-на-Дону вступил как один из крупнейших торгово–промышленных, общественно–политических и культурных центров России. В начале нового века в Ростове функционировали предприятия, охватывавшие практически все отрасли промышленности. Только под контролем фабричной инспекции действовало 750 заводов и фабрик. Новым явлением в российском капитализме начала ХХ в. стало, как известно, образование синдикатов и трестов — объединений крупных фирм в результате концентрации производства. В Ростове одними из первых объединились 5 крупных табачных фабрик, которые в 1913 г. вошли в число 12 крупнейших российских компаний, образовав табачный синдикат с центром в Лондоне. Наравне с ростом крупной промышленности, развивалось и мелкое производство. Согласно подсчётам, в 1914 г. в городе было 2846 ремесленных заведений, в которых работало более пяти с половиной тысяч человек. В прямой связи с развитием промышленности находился транспорт, прежде всего речной и железнодорожный. В 1900 г. общий грузооборот Ростовского торгового порта составил 76070 тысяч пудов, в 1904 — 110613 тысяч, а в 1913 г. — 213 млн. пудов. Столь же стремительно росли объёмы перевозок через Ростов по железным дорогам: начиная с конца ХIХ в., показатели удваивались каждые восемь — десять лет. В 1901 г. в Ростове появился новый вид транспорта — автомобиль. К 1907 г. в городе насчитывалось всего 6 автомобилей, но, тем не менее, решено было обложить их налогом и предписать ездить не быстрее трамвая — 12 вёрст в час. Возникнув как торговый город, Ростов в начале ХХ столетия продолжал развиваться в качестве важнейшего торгового центра.
Конвейер ленточный наклонный и конвеи ерныи завод наклонные.