РЕГЕНТСТВО

РЕГЕНТСТВО. В Московской Руси неоднократно бывали случаи вступления на престол малолетнего государя, но регентством в полном смысле являлись только правления Елены Глинской и царевны Софьи Алексеевны. После Петра I малолетними вступили на престол Петр II и Иван Антонович. При первом регентство было вверено Верховному тайному совету и царевнам Елизавете Петровне и Анне Петровне, но фактически государством управляли сначала А. Д. Меншиков, а затем Долгоруковы. При втором регентом был назначен Э. И. Бирон, а по его свержении правительницей была провозглашена Анна Леопольдовна. Твердые правила о регентстве впервые были установлены имп. Павлом I. Согласно этим правилам, при вступлении на престол императора до его совершеннолетия (16-летнего возраста) учреждались правительство и опека, которые могли быть объединены в одном лице. Назначение правителя (регента) и опекуна, как в одном лице совокупно, так и в двух лицах раздельно, зависели прежде всего от воли и усмотрения царствующего императора. В случае кончины императора без соответствующего распоряжения правление и опека над лицом несовершеннолетнего императора должны были принадлежать отцу или матери; отчим и мачеха исключались. Если у несовершеннолетнего императора не было отца и матери, то правление и опека должны были принадлежать ближайшему к наследию престола из совершеннолетних родственников малолетнего императора обоего пола. Закон предусматривал причины, по которым правитель и опекун становятся не способными к этому званию; ими являлись безумие, даже если оно временное, и вступление вдовых во время правления и опекунства во второй брак.

При правителе государства должен был состоять совет правительства, имевший лишь совещательное значение; решающий голос принадлежал правителю. Совет составляли шесть особ первых двух классов, назначаемых правителем; сверх этих шести членов, но не в числе их в совете могли заседать совершеннолетние особы мужского пола Императорской фамилии по выбору правителя. В совет правительства поступали все дела, подлежавшие решению самого императора, но опеки совет не касался. В своде Основных законов было подчеркнуто, что «назначение совета и выбор членов его полагается в недостатке другого распоряжения скончавшегося императора, ибо ему должны быть известны обстоятельства и люди». Закон высказывался в том смысле, что царствующему императору «для лучшей безопасности следует на случай Его кончины учинить выбор» правителя и опекуна. Соответственно поступали имп. Николай I, Александр II и Александр III, вступавшие на престол при несовершеннолетии своих наследников, причем отделяли правление от опеки, вверяя на случай своей кончины до совершеннолетия наследника первое — старшему из своих братьев, а вторую — императрице-супруге. Так, согласно манифесту от 22 авг. 1826, правителем государства был назначен вел. кн. Михаил Павлович, а опека вверена имп. Александре Федоровне; манифест от 21 мая 1855 провозгласил правителем вел. кн. Константина Николаевича, а опека поручалась имп. Марии Александровне; манифест от 14 марта 1881 объявил правителем вел. кн. Владимира Александровича, а опекуном — имп. Марию Федоровну. Как повод к учреждению регентства, российские Основные законы указывают одно лишь несовершеннолетие императора. Манифест от 22 авг. 1826 предусматривал еще один случай: кончину императора без наследника-сына, но при беременности императрицы.
Самый лучший отдых в тюмени.