Развитие Руси XIV-XV столетий в творчестве Андрея Рублева
Д. Лихачев
Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой сказались национальные черты. Высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства — черты не лично авторские; они взяты им из русской действительности. В этом убеждает воплощенный в его произведениях образ человека. Он не мог быть выдуман художником, он реально существовал в русской жизни. Грубые и дикие нравы не могли дать той утонченной иизящной человечности, которая зримо присутствует в творениях Рублева и его школы. Если бы от XIV—XV вв. не сохранилось ничего, кроме произведений Рублева, то их одних было бы достаточно, чтобы судить о высоком развитии на Руси как человеческой личности, так и общественной культуры. Именно эти «общественные» корни человеческого идеала Андрея Рублева и делают еготворчество глубоко национальным. Русский национальный тип лица явственно ощущается в рублевском «Спасе» иззвенигородского собора, в апостоле Павле на фреске Успенского собора во Владимире и др.
Культура русского народа. М. — Л., 1961. С. 52.
Миниатюра: А.Рублев. Вознесение Господне, 1408