Иван Грозный: от торжества к край­нему раскаянию

Д. Лихачев

Грозный принял на себя ответственность за решение всех политических и нравственных вопросов своего вре­мени. Рядом с Иваном Грозным не могло быть других взглядов. Грозный полагал, что только он один как «пома­занник Божий» может судить людей и историю. В его цар­стве никто не смел высказывать иных суждений, — суж­дений, не согласных с тем, что утверждал Грозный. […]

Стиль Грозного — как бы часть его поведения в жизни. В жизни Грозный то переодевался со своими опричниками в монашеское платье и глумился над церковными обряда­ми, то благочестиво пел на клиросе в церкви. Он то отка­зывался от своей царской власти и сажал на престол та­тарина Симеона Бекбулатовича, зловеще напоминая этим о трехсотлетнем чужеземном иге, и писал Симеону Бекбулатовичу лицемерно-униженные челобитные, то упивал­ся властью и массами казнил людей. Он постоянно пере­ходил от одного чувства к другому: от торжества к край­нему раскаянию, от веселья к горю, то дразнил, то впадал в ярость и т.д. Поразительно, что в своих произведениях Грозный был таким же, как и в жизни. Изумительный ма­стер языка, то до крайности резкий и гневный, то лириче­ски приподнятый (как, например, в своем завещании 1572 года), то подавленный страхом смерти и манией пре­следования (в своем каноне Ангелу Грозному), то изо­щрявшийся в «кусательном стиле», спускавшийся до гру­бой брани, то мастер высокого церковно-славянского сти­ля, стремящийся подавить своего читателя эрудицией, — таков Грозный в своих произведениях, этот самовозбуждающийся и ни с чем не считающийся тиран как на троне, так и в обличий писателя.

На пути к новому литературному сознанию. // Памятники литературы Древней Руси. Втор. пол. XVIв. М., 1986. С. 6-7.

Миниатюра: Вячеслав Шварц, «Царь Иоанн Грозный в монастыре»