Разбуженная бедствиями человеческая ненависть 1812 года
Н. Фирсов
Правда, были случаи, когда среди умственного мрака и разбуженной бедствиями человеческой ненависти вдруг блеснет луч милосердия и осветит незлобивую русскую душу; но это были единичные случаи: большинство же, ожесточенное разорением и насилиями от врага, относилось к нему без всякой пощады: «в редких деревнях», гласит белорусское предание о 12-м годе, «жители не делали своих расправ над французами. Тот только не убивал их, кто Бога боялся». Банды крестьян, вооруженных топорами, вилами, кольями, ножами, охотничьими ружьями и, вообще, чем ни попало, выслеживали замерзающих французов, захватывали их и приводили в свои селения; причем «не боявшиеся Бога» не только убивали, но и бесчеловечно мучили своих пленных: то обмотают их соломой, — если же много, запрут в сарай — и зажгут, то утопят в прорубях, то зароют живыми в землю […]. Даже баб и ребятишек охватывал прилив необузданной ненависти, и они жестоко издевались над несчастными, отданными им на потеху. Порою женщины проявляли какую-то особенную кровожадность. «Бывало, — рассказывал впоследствии один старик-крестьянин, — наткнемся мы, парни, на одного, возьмем и приведем в деревню; так бабы купят его у нас за пятак: сами хотят убить […] Одна пырнет ножом, другая колотит кочергой, опять другая тычет веретеном». Иногда ненависть к французам доводила человека до исступления прямо патологического свойства, и он, видимо, готов был смотреть на свой зверский поступок как на богоугодное деяние. Например, генерал Левенштерн видел, как один часовой мастер, «осенив себя трижды крестным знамением, схватил большой кухонный нож, бросился на улицу и убил пять или шесть французов». Часовой мастер совершил этот «патриотический» подвиг на глазах упомянутого генерала и притом «так быстро», что он не успел ему «помешать». После убийства часовой мастер снова перекрестился, а затем спокойно вытер и убрал нож. Так туземный народ помогал «туземной жительнице» — столь же беспощадной к «пришельцам» — русской зиме. Очевидно, при высшей степени темном, «патриархальном» мировоззрении русского народа, при сохранении им примитивных привычек и чувств борьба его и с внешним врагом неизбежно приобретала типические черты пугачевщины, черты всякого стихийного, хотя и не «бессмысленного», народного движения с его варварством и злодеяниями.
1812 год в социолого-психологическом освещении. М., 1913. С. 43-44.
Миниатюра: Подвиг гренадера лейб-гвардии Л. Коренного