Проклятие бедности в послереволюционной России

О. Уайльд

Нужно сказать, что Иисус никогда не говорит, что обедневшие лю­ди непременно хороши, а богатые непременно дурны. Это было бы неверно. Богатые люди как класс лучше, чем бедные, нравственнее, образованнее, приличнее. Только один класс общества больше дру­гих думает о деньгах, это — бедные. Бедные ни о чем другом и не могут думать. В этом проклятие бедности.

Душа человека при социализме. М., 1907. С. 28.

М. Горький

Навыки старого быта не исчезают. «Новое начальство» столь же грубо, как старое, только еще менее внешне благовоспитанно. Орут и топают ногами в современных участках, как и прежде ора­ли. И взятки хапают, как и прежние чинуши хапали, и людей ста­дами загоняют в тюрьмы. Все старенькое, скверненькое пока не исчезает.

Это плохой признак, он свидетельствует о том, что совершилось только перемещение физической силы, но это перемещение не ус­коряет роста сил духовных.

А смысл жизни и оправдание всех мерзостей ее только в разви­тии всех духовных сил и способностей наших.

«Об этом — преждевременно говорить, сначала мы должны взять в свои руки власть».

Нет яда, более подлого, чем власть над людями, мы должны по­нять это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись.

Несвоевременные мысли. Пг., 1918. С. 18—19.