Почему русский народ не воспринял реформы Петра I
Е. Шмурло
В старой Московской Руси колесо жизни поворачивалось чересчур медленно; там более смотрели назад, тревожно относясь к мысли хоть чуточку быстрее пустить тот паровоз, что тащил по дороге громоздкий поезд — Россию. Девизом Московской Руси были слова: «Будьте осторожны; заботьтесь, как бы не потерять из вчерашнего то хорошее, что в нем есть». На знамени Петра начертано было иное: «Вперед, не бойтесь перемен, старайтесь о том, чтобы завтрашний день был лучшим, чем день сегодняшний».
Петр дал решение в последнем смысле, и вот движение началось, движение быстрое, головокружительное. Не забудем, что цели, поставленные царем-реформатором, осуществлялись способами, которые сами по себе уже способны были вызвать отпор и возражение: старая Русь не знала уважения к личности и силой физическою сплошь и рядом заменяла воздействие моральное. Энергия, с какою насаждал русский царь новое знание; самодержавная вера в правоту своей программы и самых способов ее осуществления; необычайная нервная напряженность, в какой держал он страну в течение более четверти века, — все это восхитило одних, вселило ужас в других. Люди старого закала, захваченные стремительным ураганом, не могли не идти, не бежать: они ведь составляли органическую часть государственного тела, приведенного в движение; но они двинулись против желания, оскорбленные в самых заветных своих чувствах. В реформе Петра необходимо резко отделять здоровое зерно правды от ненужных, подчас прямо отвратительных наслоений, — от той нездоровой оболочки, в какую облекалась тогда эта правда. Истинный сын своего века, Петр не уважал личности, далекий от мысли, что и у нее есть свой мир законных желаний, привычек, понятий и убеждений. Удивительно ли, если это породило взрыв жгучего негодования, вызвало горечь несмываемой обиды?..
Петр Великий в оценке современников и потомства. СПб., 1912. С. 3.