ПЕРЫНЬ

ПЕРЫНЬ — древнеславянское языческое святилище Перуна 9-10 вв. на оз. Ильмень, близ Новгорода, уничтоженное в 988 при введении христианства. Восстановлена восьмилепестковая углубленная в землю розетка с жертвенными кострами и идолом в центре.

Урочище располагается на ныне существующем всхолмлении, которое находится между речками Прость, Ракомка и рекой Волхов у самого его истока из озера Ильмень, и в период паводков превращается в остров. Сегодня он соединяется с материком насыпной дамбой, отчего пойма реки Прость сильно заболотилась. Севернее, вниз по течению находится Юрьев монастырь, далее, в 6 км — Великий Новгород.

На фоне окружающего ландшафта Перынь заметно выделяется благодаря произрастающим на острове соснам. Сосновая роща была посажена в конце XIX века.

Новгородские летописи сообщает что в 980 году в верховьях Волхова воеводой киевского князя Владимира (в начале проводимого им насильственного истребления славянского язычества) Добрыней был установлен идол Перуна.

Вход на Перынь

Вход на Перынь

Но уже в 988 году Добрыня вместе с архиепископом Иоакимом Корсунянином в ходе крещения Новгорода разорили требища, а идол Перуна срубили и сбросили в Волхов. Летопись так сообщает об этом событии:

«В лето 6497 … прииде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзьше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ …».

Позднее в Перыни был основан одноимённый Перынский монастырь (скит), который впервые упоминается в летописи в 1386 г и просуществовал до 1922 г. Однако наиболее древним из сохранившихся его памятников является церковь Рождества Богородицы, построенная на рубеже XII—XIII столетий.

В местных новгородских преданиях вплоть до XX в. сохранялась память об этом месте и существовал обычай бросать монету в Волхов проплывая мимо Перыни.

Раскопки в Перыни проводились в 1948 (руководитель А. В. Арциховский), и 1951—1952 (руководитель В. В. Седов) годах. В ходе работ на вершине древнего холма была открыта площадка диаметром 21 м, окружённая рвом шириной 5-7 м и глубиной до 1 м. При этом внутренняя граница рва образовывала практически правильный круг, а внешняя была неровной и имела отдельные выступы. На дне рва обнаружены угли, а в центре площадки зафиксирована яма от массивного столба. В стороне от комплекса были обнаружены остатки ещё двух подобных рвов. В. В. Седовым святилище было реконструировано в виде находящейся на возвышенности площадки круглой формы диаметром в 21 метр, посередине которого стоял деревянный идол Перуна. Яма при этом была интерпретирована как его основание, диаметром в 65 см. По периметру этого круга был вырыт кольцеобразный ров с 8 дугообразными выступами, служившими для разжигания кострищ. Вокруг идола Перуна находились другие идолы, также окружённые аналогичными рвами.

Данная интерпретация получила широкую известность и вошла в научную литературу. Но при этом она не является единственной и бесспорной. По мнению некоторых авторитетных исследователей ( В. Я. Конецкий, Л. С. Клейн) выявленные объекты представляют собой остатки крупных сопок. При их раскопках наблюдаются аналогичные рвы со следами огня и остатки деревянных столбов в центре круглой площадки, служившей основанием насыпи. По мнению вышеупомянутых исследователей в Перыни располагалось группа сопок, которая в какой то момент была срыта (на это указывает то, что центральный ров был единовременно засыпан однородным жёлтым песком, возможно, из срытого кургана).

Однако, каким бы не представлялся внешний облик «святилища», наличие в урочище древнего культового комплекса не вызывает сомнений