ОБРОЧНАЯ ПОДАТЬ

ОБРОЧНАЯ ПОДАТЬ, денежный сбор с государственных крестьян. Оброчная подать была введена в 1723 Петром I сначала в Малороссии в виде денежного сбора, заменявшего натуральную повинность на содержание кавалерийских полков. С 1724 этот платеж был сделан всеобщим в целях уравнения как этого податного бремени, так и других платежей, которые платились не государственными крестьянами, а вотчинными, дворцовыми крестьянами и др. (оброк). Первоначально размер платежа рассчитан был на души, по 40 коп. с каждой, но затем он стал сообразовываться со степенью зажиточности крестьянства, обусловленной количеством и качеством их надельных земель, что было справедливее, т. к. оброчная подать являлась по существу как бы арендной платой за пользование этими землями. В действительности, однако, из-за отсутствия правильных земельных оценок размеры оброчных платежей оказывались весьма неравномерными и часто превосходившими доходность земель. С 1839 решено было сообразовываться также с доходами крестьян и от различных промыслов. Эта мера ввиду выясненного (арендного) характера оброчной подати тоже не устранила несоответствия платежей с доходами земель. Неуравнительность оброчной подати выражалась в таких колеблющихся пределах, если переложить ее на души: от 48 коп. до 30 руб. в одной губернии.

С 1859 расчет оброчной подати снова переносится на землю, но т. к. и тогда не была произведена настоящая оценка земли, поземельный кадастр, то положение дел не улучшилось. Через каждые 20 лет должна была производиться т. н. переоброчка, т. е. постепенное повышение оброчной подати. Этим воспользовался бывший министр финансов Н. Х. Бунге, увеличивший и преобразовавший оброчный выкуп в выкупной платеж в связи с осуществленной им отменой (1885—86) подушной подати, а именно: он решил повысить размер оброчной подати на величину отменяемой подушной подати, но не выше размера выкупных платежей бывших владельческих крестьян (по каждой губернии соразмерно) с тем, чтобы этим (равно как и повышением питейного акциза на 1/9 коп.) покрыть недобор, образующийся от отмены подушной подати. Возможность такого повышения оброчной подати основывалась на следующем расчете: в среднем по всем губерниям оброчные подати составляли 56 коп. на десятину, выкупные же платежи бывших помещичьих крестьян составляли 1 руб. 35 коп. и удельных — 74 коп.; подушная подать государственных крестьян по переводу на десятину составляла 38 коп. Следовательно, соединяя подушную подать государственных крестьян с оброчной податью, получилось бы 38+56=94, т. е. меньше выкупных платежей бывших владельческих крестьян. Естественно, по отдельным губерниям расчеты очень резко отклонялись от средних величин. Поэтому был установлен и другой предел повышения оброчной подати, а именно, не более 45% прежней ее величины. Вместе с тем непрерывная оброчная подать была превращена в выкупной платеж с тем расчетом, что через 44 года с момента начала выкупа (1887) бывшие государственные земли станут собственностью этих крестьян.

Значительно ранее и правильнее был разрешен вопрос о преобразовании оброчной подати в выкупные платежи в Западном крае и Прибалтийских губерниях. Там вскоре после учреждения Министерства государственных имуществ по плану министра гр. П. Д. Киселева были произведены гораздо более точные оценки земли, вроде кадастра, под названием люстраций в Западном крае и регулирования в Прибалтийских губерниях. При люстрации была произведена оценка доходности земель по 12-летним данным об урожаях с принятием во внимание сельскохозяйственного инвентаря; почти то же самое было сделано и для Прибалтийских губерний, при этом в обоих местах в состав оброчной подати был сразу включен процент погашения стоимости земель, т. е. началась выкупная операция.

В н. XX в. оброчная подать фигурировала в росписи государственных доходов в одной категории с остальными выкупными платежами, т. е. официально ее название вышло из употребления.