Образовательные реформы Петра имели практическую цель
М. Уоллес
Умственное движение, начатое Петром, имело характер чисто практический. Он сам с головы до ног был утилитарист и ясно понимал, что его народу недоставало не богословского или философского просвещения, но познаний чисто практических, применимых к потребностям ежедневной жизни. Он не имел нужды ни в богословах, ни в философах, но в сухопутных и морских офицерах, администраторах, ремесленниках, рудокопах, мануфактуристах, торговцах, и с этою целью он ввел светское, техническое воспитание. Для молодого поколения были основаны первоначальные школы; для учеников более взрослых были переведены на русский язык лучшие иностранные сочинения по фортификации, архитектуре, металлургии, инженерному искусству и пр. Ученые и искусные ремесленники были вызваны из-за границы; молодые русские были посланы в чужие края, чтобы научиться иностранным языкам и полезным искусствам. Одним словом, Петр сделал все, что, по его мнению, могло поднять русских до того уровня материального благосостояния, какого достигли более передовые народы.
В этом заключается важная особенность умственного развития России. В Западной Европе новый умственный дух, будучи естественным продуктом многочисленных исторических причин, родился естественным путем, и общество, прежде чем произвести его на свет, должно было вынести страдания беременности и боли продолжительных родов; в России, напротив, этот дух явился вдруг, под видом взрослого иностранца, усыновленного деспотическим отцом семейства. Таким образом, Россия совершила переход от средних веков к новым без той сильной борьбы между старыми и новыми понятиями, какие были на Западе. Церковь, которой императорская власть не дозволяла никакой активной оппозиции, сохранила без изменений свои старые верования; тогда как дворяне, бросивши на ветер свои традиционные понятия и верования, двинулись вперед, свободные от всяких пут, по дороге, на которую их отцы и деды смотрели как на прямой путь к погибели.
Россия. В 2 т. СПб., 1881. Т. 2. С. 134-135.