Образование за границей при Петре Первом с точки зрения общественной психологии
А. Пыпин
Эти первые путешествия очень любопытны в смысле общественной психологии. Путешественники были на самом перепутье от старой России к новой. Дома реформа Петра еще только начиналась и не успела подействовать настолько, чтобы путешественники могли быть приготовлены к тому зрелищу, которое ожидало их в Европе. Они явились туда во многих отношениях людьми старого века: все их поражало; но, долго живши в новой среде, они должны были присмотреться и привыкнуть к чужим обычаям: при этом сами собою ослабевали старые предубеждения, и им постоянно приходилось дивиться высокому знанию и искусству, произведения которых они впервые видели здесь, и в таком изобилии. Наконец им, хотя бы поневоле, надо было учиться, и они должны были убеждаться, что наука есть дело человеческого знания и соображения, а не дело нечистой силы, как полагали их деды и даже отцы.
[…] Эти десятки и сотни русских людей, особливо из самого высшего круга, отправляясь на целые годы за границу, и должны были переживать упомянутый психологический процесс. Если в старом обиходе их понятий стала происходить какая-нибудь перемена, если кроме технических знаний они усваивали еще другие знания, обычаи и т. п., это было уже их доброю волей, результатом того, что расширялся опыт, делалось сравнение, являлось желание усвоить то, что казалось полезным или завлекательным. Если потом это сопровождалось «рабской» подражательностью, здесь не была только измена старому обычаю, но обнаруживалась и слабость этого обычая, который не выдерживал сравнения: с бытовой новизной соединялись новые понятия и впечатления, которые старине были совсем неведомы и действие которых было неотразимо.История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 222, 237.