Образование за границей при Петре Первом: принуждение как источник неудач
К. Сивков
В числе причин, мешавших русским путешественникам за границу времен Петра Великого извлечь из своего пребываний в Западной Европе всю ту пользу, какую оно могло дать, не малую роль играло то обстоятельство, что при Петре Великом путешествия за границу были почти всегда вынужденными; туда не ехали, но туда посылали. Если же иногда поездки в Европу имели характер добровольных, то это была только видимость доброй воли, так как действительным мотивом путешествия за границу были почти всегда не любознательность, не стремление увидеть Европу и чему-нибудь там поучиться, а желание угодить царю и заслужить его расположение. Такова, например, была поездка за границу П.А. Толстого и некоторых других. А вынужденное путешествие, конечно, не могло дать тех результатов, какие может вообще принести поездка в страну более культурную. Всем существом своим принадлежа еще Старой России, смотря на Западную Европу глазами большинства русских людей XVII века, не зная и не понимая еще, как должно, а потому и не ценя европейской культуры, современники Петра Великого с тяжелым Сердцем и в мрачном настроении отправлялись в неведомые края. И если умом своим они понимали необходимость таких поездок, то все чувства их были против них. Культурный перелом, который пережила Россия в конце XVII века и в начале XVIII века, не легко дался людям того времени, но особенно он давал себя чувствовать таким «пионерам просвещения»; для них период перехода от старых форм жизни к новым был короче, но зато резче и острее; то, что другие их современники должны были пережить и перечувствовать годами, должно было быть усвоено ими только в месяцы и даже недели. Но быстрая смена впечатлений, как известно, не только не обеспечивает их прочности и внутренней содержательности, но прямо этому препятствует.
[…] Однако, более продолжительное пребывание за границей русских людей и в то уже время делало их внимательными наблюдателями европейской жизни, видящими не только то, что прямо бросается в глаза. Доказательством этого являются записки о поездке в Париж в 1705 г. гр. Матвеева, бывшего послом в Голландии, и дневник и путевые заметки кн. В.И. Куракина 1705 — 1709 гг. Эти лица уже глубже проникают внутрь людских отношений и характеризуют порядки и культуру Западной Европы, не ограничиваясь описанием только внешности европейских городов и отдельных зданий.Путешествия русских людей за границу в XVIII в. СПб., 1914. С. 8-10.