О математической школе в Москве
П. Милюков
Таким образом, рядом с богословской профессиональной школой стала в Москве другая — профессиональная морская. Взгляд правительства на цель образования, в сущности, еще не переменился. И теперь, как и прежде, наука и школа должны были служить практическим потребностям государства. Только понимание этих потребностей изменилось: вместо исправления церковных книг и охранения веры речь шла теперь о преобразовании армии и флота.
[…] не только воспитание, но и образование не входило в число задач петровской школы. Новая математическая школа ставила целью не умственное развитие, а приобретение необходимых технических навыков. Лишь поневоле, — постольку, поскольку для технической выучки все-таки необходимы были некоторые элементарные знания, — школа приобрела до некоторой степени общеобразовательный характер. Вслед за приобретением предварительных знаний, во всяком случае, должна была следовать профессиональная выучка: она-то и была главной целью, для которой средством служила предварительная общая подготовка. Школа должна готовить к различным частям государственной службы и потому должна быть профессиональной, — такова была основная идея преобразователя. Он принял тут, как мы уже говорили, старый взгляд XVII века; только к единственной профессиональной цели прежней московской школы — готовить к духовному званию — он присоединил целый ряд новых государственных задач. Первой мыслью его было возложить исполнение этих задач на ту же московскую школу. […] Скоро, однако же, царь должен был заметить, как далеки словесные хитросплетения средневековой учености от той реальной науки нового времени, в которой он нуждался. Так как специальных школ все-таки не было, то на первых порах его помощникам прямо пришлось учиться на службе путем практики. Навигатор учился на корабле, чиновник гражданской службы — в приказе, медик — в госпитале, аптекарь — в аптеке: совершенно так же, как и до Петра поп учился в церкви, а купеческий сын — за прилавком. Конечно, этого было недостаточно, и, при первой возможности, профессиональная выучка стала вводиться в школьные рамки. Она от этого не перестала быть службой и как служба не переставала быть обязательной для тех же лиц, для которых вообще служба была обязательна раньше. Вот почему петровская (военная) школа сама собой сделалась повинностью служилого класса.Очерки по истории русской культуры. В 3 т. СПб., 1899. Т. 2. С. 277, 284.