О математической школе в Москве
П. Милюков
Таким образом, рядом с богословской профессиональной школой стала в Москве другая — профессиональная морская. Взгляд правительства на цель образования, в сущности, еще не переменился. И теперь, как и прежде, наука и школа должны были служить практическим потребностям государства. Только понимание этих потребностей изменилось: вместо исправления церковных книг и охранения веры речь шла теперь о преобразовании армии и флота.
[…] не только воспитание, но и образование не входило в число задач петровской школы. Новая математическая школа ставила целью не умственное развитие, а приобретение необходимых технических навыков. Лишь поневоле, — постольку, поскольку для технической выучки все-таки необходимы были некоторые элементарные знания, — школа приобрела до некоторой степени общеобразовательный характер. Вслед за приобретением предварительных знаний, во всяком случае, должна была следовать профессиональная выучка: она-то и была главной целью, для которой средством служила предварительная общая подготовка. Школа должна готовить к различным частям государственной службы и потому должна быть профессиональной, — такова была основная идея преобразователя. Он принял тут, как мы уже говорили, старый взгляд XVII века; только к единственной профессиональной цели прежней московской школы — готовить к духовному званию — он присоединил целый ряд новых государственных задач. Первой мыслью его было возложить исполнение этих задач на ту же московскую школу. […] Скоро, однако же, царь должен был заметить, как далеки словесные хитросплетения средневековой учености от той реальной науки нового времени, в которой он нуждался. Так как специальных школ все-таки не было, то на первых порах его помощникам прямо пришлось учиться на службе путем практики. Навигатор учился на корабле, чиновник гражданской службы — в приказе, медик — в госпитале, аптекарь — в аптеке: совершенно так же, как и до Петра поп учился в церкви, а купеческий сын — за прилавком. Конечно, этого было недостаточно, и, при первой возможности, профессиональная выучка стала вводиться в школьные рамки. Она от этого не перестала быть службой и как служба не переставала быть обязательной для тех же лиц, для которых вообще служба была обязательна раньше. Вот почему петровская (военная) школа сама собой сделалась повинностью служилого класса.Закажите у нас написание докторской диссертации на заказ стоимость!.
Очерки по истории русской культуры. В 3 т. СПб., 1899. Т. 2. С. 277, 284.