О характере древнерусских летописей
Л. Лебедев
Откроем первые страницы «Повести временных лет» …
Перед нами последовательное, ясное, логичное повествование, выражающее уверенность в органическом единстве человечества! «Русская земля» предстает как бы одной из живых ветвей древа человеческого рода. Она не противопоставляется другим «ветвям», не выделяется, не превозносится. Пути-дороги к «Симу», «Хаму», в Рим в нашей летописи — не стратегические трассы, они — указатели соединения «Русской земли» с человечеством!
В основе этого представления лежит не сознательно сконструированная доктрина, но непосредственное мировосприятие, живое и духовное. При таком восприятии жизни совсем неважно, откуда и когда в точности пришли и поселились на просторах нынешней Русской земли славяне, каковы точные границы этой земли. Важно совсем другое — достоверное и точное (несмотря на все историко-географические неточности!) определение единства «Русской земли» с прочими «землями» — народами, единства, не упраздняющего самобытности Руси, любовная обращенность ко всему человечеству, не заглушающая сыновней любви к Матери-Родине — Русской земле.
«Не всякому народу, — пишет Д.С. Лихачев, — досталась на долю такая способность подняться над узостью национализма в своем высоком патриотическом сознании… Русь не была отгорожена Китайской стеной ни от южных, ни от западных, ни от восточных соседей. Это была мировая и мирная держава, не опасавшаяся своего поглощения соседними культурами… […] Это замечательное сознание единства русского народа со всем человечеством, приобретая разные формы, станет существенной особенностью русской литературы на всем протяжении ее существования». Не только литературы, добавим мы, но главным образом — русского национального характера и самосознания.
Крещение Руси. М., 1987. С. 2-3.