Начало XII столетия в «Повести временных лет»

Нестор

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни — устье Днепра, И захотел отправиться в Рим и проплыл в устье Днепровское и отту­да отправился вверх по Днепру. […] И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их докрасна и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И делают это вся­кий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовение себе, а не мученье». […]

Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем стали называться волынянами. […]

Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителя­ми; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, ибраков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А родимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при от­цах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраива­лись игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по ним тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мерт­веца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие Закона Божь­его, но сами себе устанавливающие закон.

Повесть временных лет. Начало XII в. М. — Л., 1950. С. 208, 209, 211.

Миниатюра: «Повести временных лет»