Мужицкие рассужде­ния на сходках

А. Энгельгардт

<…> Мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и спо­собу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком-нибудь разделе земли или каком-нибудь расчете между крестьянами, ни­когда ничего не поймем. Слыша отрывочные, бессвязные воскли­цания, бесконечные споры с повторением одного какого-нибудь слова, слыша это галдение, по-видимому, бестолковой, кричащей, считающей или измеряющей толпы, подумаем, что тут и век не со­чтутся, век не придут к какому-нибудь результату. Между тем подо­ждите конца, и вы увидите, что раздел произведен математически точно — и мера, и качество почвы, и уклон поля, и расстояние от усадьбы, — все принято в расчет, что счет сведен верно и, главное, каждый из присутствующих, заинтересованных в деле людей, убежден в верности раздела или счета. Крик, шум, галдение не прекра­щаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся.

То же самое и при обсуждении миром какого-нибудь вопроса. Нет ни речей, ни дебатов, ни подачи голосов. Кричат, шумят, руга­ются — вот подерутся, кажется, галдят самым, по-видимому, бес­толковейшим образом. Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернет слово — одно только слово, восклицание, — и этим словом, этим восклицанием перевернет все вверх дном. В конце концов, смот­ришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять-таки, главное, решение единогласное.

<…> И что меня поражало, когда я слышал мужицкие рассужде­ния на сходках — это свобода, с которой говорят мужики. Мы гово­рим и оглядываемся, можно ли это сказать? А вдруг притянут и спросят. А мужик ничего не боится. Публично, всенародно, на ули­це, среди деревни мужик обсуждает всевозможные политические и социальные вопросы и всегда говорит при этом открыто все, что ду­мает. Мужик, когда он ни царю, ни пану не виноват, то есть запла­тил все, что полагается, спокоен. Ну, а мы зато ничего не платим.

Из деревни. 12 писем. М, 1960, С. 233-234, 236.