МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ
МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Спасо-Мирожский Завеличский, мужской, в Пскове, при впадении р. Мирожа в Великую. Основан в 12 в. епископом новгородским и псковским Нифонтом. В 12-13 вв. — один из центров летописания. После Октябрьской революции 1917 упразднен. Архитектурный комплекс 12- 19 вв. включает памятник русского искусства 12 в. — крестово-купольный одноглавый Спасо-Преображенский собор (ок. 1156); фрески.
Одна из древнейших в России обителей, Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Археологические находки медных вещей показывают, что уже в бронзовом веке на этом месте находилось поселение одного из славянских племен кривичей , образовавших впоследствии громадную Российскую империю. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то равноапостольная княгиня Ольга.
Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля.
Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность. Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом , епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья ,изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета ,полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений . И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию,данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.
Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим ( священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.
Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже -в первую очередь — Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия , многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с.. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место , где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно «у Пролома». Сюда были брошены все силы врага,и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.
При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения, которые и теперь поражают своей яркостью и живостью красок.
Итак, в силу неспокойных исторических условий обитель не могла в полной мере служить прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть источником евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий — впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников — духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.