Ловкий шахматный ход Ивана Грозного
А. Пыпин
На наш сайт проще всего обратиться для заказать написание курсовой работы.
Никто из московских государей прежнего времени не выступал на всенародную сцену, как Иван Грозный, никто так не искал театральности и эффекта; ни у кого государственное дело не облекалось в такие выдумки, как удаление в Александровскую слободу, послания к московскому народу, монашеское переодевание и т.п.; одной из таких выдумок была опричнина, и новейшие историки оправдывают ее учреждение, как ловкий шахматный ход, целью которого было окончательно разбить удельную традицию и поставить боярство в прямую зависимость от царской воли. Дело в том, однако, что царский авторитет и без того был уже достаточно силен, а предполагаемая государственная польза опричнины сопровождалась гнусными насильствами опричников, которые вместе с другими однородными фактами должны были оставить самый печальный след на народном характере. Историки мало останавливались и на другой черте Ивана Грозного. Среди государственных планов слишком выдается грубое и коварное себялюбие. Эта черта была уже замечена по его собственным признаниям в послании к Курбскому, когда он говорил о преследовании бояр: он мог «за себя стать», но в личном мщении забывалось и христианство, на которое он постоянно ссылался, и государство, — как забывалось государство и тогда, когда он собирался покинуть Россию и бежать в Англию, или когда в разговорах с иноземцами бранил русский народ, для просвещения которого ничего не придумал сделать, а для нравственной порчи сделал очень много.
История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 2. С. 154-155.
Миниатюра: Василий Худяков, «Опричники и бояре»