Ловкий шахматный ход Ивана Грозного

А. Пыпин

На наш сайт проще всего обратиться для заказать написание курсовой работы.

Никто из московских государей прежнего времени не выступал на всенародную сцену, как Иван Грозный, никто так не искал театральности и эффекта; ни у кого государст­венное дело не облекалось в такие выдумки, как удаление в Александровскую слободу, послания к московскому наро­ду, монашеское переодевание и т.п.; одной из таких выду­мок была опричнина, и новейшие историки оправдывают ее учреждение, как ловкий шахматный ход, целью которого было окончательно разбить удельную традицию и поста­вить боярство в прямую зависимость от царской воли. Дело в том, однако, что царский авторитет и без того был уже до­статочно силен, а предполагаемая государственная польза опричнины сопровождалась гнусными насильствами оп­ричников, которые вместе с другими однородными факта­ми должны были оставить самый печальный след на народ­ном характере. Историки мало останавливались и на другой черте Ивана Грозного. Среди государственных планов слишком выдается грубое и коварное себялюбие. Эта черта была уже замечена по его собственным признаниям в по­слании к Курбскому, когда он говорил о преследовании бо­яр: он мог «за себя стать», но в личном мщении забывалось и христианство, на которое он постоянно ссылался, и госу­дарство, — как забывалось государство и тогда, когда он собирался покинуть Россию и бежать в Англию, или когда в разговорах с иноземцами бранил русский народ, для про­свещения которого ничего не придумал сделать, а для нрав­ственной порчи сделал очень много.

История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 2. С. 154-155.

Миниатюра: Василий Худяков, «Опричники и бояре»