Ловкий шахматный ход Ивана Грозного
А. Пыпин
Никто из московских государей прежнего времени не выступал на всенародную сцену, как Иван Грозный, никто так не искал театральности и эффекта; ни у кого государственное дело не облекалось в такие выдумки, как удаление в Александровскую слободу, послания к московскому народу, монашеское переодевание и т.п.; одной из таких выдумок была опричнина, и новейшие историки оправдывают ее учреждение, как ловкий шахматный ход, целью которого было окончательно разбить удельную традицию и поставить боярство в прямую зависимость от царской воли. Дело в том, однако, что царский авторитет и без того был уже достаточно силен, а предполагаемая государственная польза опричнины сопровождалась гнусными насильствами опричников, которые вместе с другими однородными фактами должны были оставить самый печальный след на народном характере. Историки мало останавливались и на другой черте Ивана Грозного. Среди государственных планов слишком выдается грубое и коварное себялюбие. Эта черта была уже замечена по его собственным признаниям в послании к Курбскому, когда он говорил о преследовании бояр: он мог «за себя стать», но в личном мщении забывалось и христианство, на которое он постоянно ссылался, и государство, — как забывалось государство и тогда, когда он собирался покинуть Россию и бежать в Англию, или когда в разговорах с иноземцами бранил русский народ, для просвещения которого ничего не придумал сделать, а для нравственной порчи сделал очень много.
История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 2. С. 154-155.
Миниатюра: Василий Худяков, «Опричники и бояре»