Купеческое образование в России

В. Карпов

Богатое купечество в деле приобретения культуры немало обязано дворянству. Купцы всегда старались подражать именитым и бога­тым дворянам и с них брали примеры, по крайней мере, для упо­рядочения внешней стороны своей жизни. Поэтому нередко мож­но [было] встретить, что едва грамотный купец, сам живший про­стою жизнью, вел своих детей на дворянский лад и радовался, ког­да сын кончал университетский курс образования. Купеческие дочки воспитывались в лучших пансионах или в институте. В до­ме обстановка была по последней моде: на кухне всегда был повар, в приемной — лакей для доклада; элегантные экипажи и вечера с музыкой дополняли картину домашнего быта купца того времени. При детях были гувернеры и гувернантки, а французский язык без умолку был слышен среди возраставшей молодежи.

Но если помещик, по словам поэта, наблюдал жизнь «из окна своей кареты», то купец изучал жизнь дворян, сидя у дверей своей лавки. Он в большинстве случаев брал от дворян лишь внешнюю сторону их пышной жизни, упуская то, что достойно было подра­жания. При этом нельзя не отметить, что в среде купечества лежала тяжелою тенью наклонность подражать дворянству в его крепост­нических отношениях к людям, стоявшим по положению своему в зависимости от него. Я говорю о приказчиках и о прислуге, которые проводили дни своей жизни под тяжелым ярмом гнета. Семья рус­ского купца, по существу своему всегда гостеприимная и хлебо­сольная, добродушная и отзывчивая к нуждам ближнего, таким подражанием нередко нравственно калечила себя, теряя свои неза­менимые и дорогие качества.

Воспоминания. М.-Л., 1933. С. 136-137.