Купеческое образование в России
В. Карпов
Богатое купечество в деле приобретения культуры немало обязано дворянству. Купцы всегда старались подражать именитым и богатым дворянам и с них брали примеры, по крайней мере, для упорядочения внешней стороны своей жизни. Поэтому нередко можно [было] встретить, что едва грамотный купец, сам живший простою жизнью, вел своих детей на дворянский лад и радовался, когда сын кончал университетский курс образования. Купеческие дочки воспитывались в лучших пансионах или в институте. В доме обстановка была по последней моде: на кухне всегда был повар, в приемной — лакей для доклада; элегантные экипажи и вечера с музыкой дополняли картину домашнего быта купца того времени. При детях были гувернеры и гувернантки, а французский язык без умолку был слышен среди возраставшей молодежи.
Но если помещик, по словам поэта, наблюдал жизнь «из окна своей кареты», то купец изучал жизнь дворян, сидя у дверей своей лавки. Он в большинстве случаев брал от дворян лишь внешнюю сторону их пышной жизни, упуская то, что достойно было подражания. При этом нельзя не отметить, что в среде купечества лежала тяжелою тенью наклонность подражать дворянству в его крепостнических отношениях к людям, стоявшим по положению своему в зависимости от него. Я говорю о приказчиках и о прислуге, которые проводили дни своей жизни под тяжелым ярмом гнета. Семья русского купца, по существу своему всегда гостеприимная и хлебосольная, добродушная и отзывчивая к нуждам ближнего, таким подражанием нередко нравственно калечила себя, теряя свои незаменимые и дорогие качества.
Воспоминания. М.-Л., 1933. С. 136-137.