Крепостная рабочая сила стоила дешево
С. Князьков
Рабочую силу крестьянскую и дворовую берегли мало — она стоила дешево. В конце 18 в. людей покупали и продавали на рынках оптом и в розницу. Иностранец. Савва Текели, путешествуя в то время по России, заехал между прочим в Тулу. Здесь он увидел на площади до 40 девиц, стоявших толпою. Он спросил проводника, что они тут делают, о чем шумят. «Продаются», —~ равнодушно ответил тот. «Что, разве люди продаются, как скотина?» — вскричал Текели. «А подите к ним сами, посмотрите», — отвечали ему. Текели подошел к девушкам. «Купи нас, господин, купи!» — закричали они. Текели поразило, что они выглядят так весело, и он спросил их: «Пошли бы вы за мной, куда бы я вас ни повел?» «Нам все равно — вам или другому кому служить!» — отвечали они. Проводник объяснил Текели, что крепостные люди в России не имеют ничего своего, кроме души, остальное все принадлежит помещику. «Помещик может продать мужа от жены, жену от мужа, детей от родителей, избу, даже одежду своих крепостных». […]
В 60-х годах прошлого века обычная цена за душу равнялась 30 рублям, в 80-х она поднимается до 70 р. и даже до 100. Государственный Заемный Банк при приеме имений в заклад оценивал душу в 40 р. Но продажная цена была значительно выше. В общем, около конца 18-го в. она зависит от местности и от качества товара. Крепостные ремесленники, художники, музыканты, вообще всякого рода искусники, ценились иногда очень дорого. Так, одна крепостная актриса была куплена за 5000 р. Потемкин купил у фельдмаршала Разумовского оркестр музыкантов за 40 000 р., по 800 р. за каждого. В общем же средняя покупная цена определяется к концу 18 в. во 100 р. за душу.
Как всякая купленная вещь, крестьянин того времени совершенно бесправен перед лицом своего барина, не смеет даже жаловаться на него, потому что это было запрещено особым указом, где говорилось, что если кто из крепостных людей — крестьян впредь отважится подать недозволенное законом челобитье на помещика, особенно в собственные Ее Императорского Величества руки, то челобитчик, а также и составитель челобитья будут. сосланы в Нерчинск, в каторжные работы, с зачетом владельцам вместо рекрутов. Этот указ велено было читать в продолжение месяца по церквам в воскресные и праздничные дни.
Как сложилось и как пало крепостное право. СПб., 1900. С. 67-70.