Крейсер «Варяг»
«Варя́г» — бронепалубный 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).
был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.
».
Некоторые исследователи, вслед за командиром а Рудневым утверждали то, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «» не мог развить скорость свыше 14 узлов, что практически сводило на нет его преимущества. И вследствие этого, якобы, даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако, на испытаниях осенью 1903 г. «» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями.
» на стапеле перед спуском на воду.
». Интерьер офицерской каюты.
Вид на боевую рубку.
». Вид с левого крыла кормового мостика.
». Ходовая рубка.
». Кают-компания.
». Корабельная церковь.
». Боцманская команда на юте
». Вид на кормовой мостик.
» на реке Делавер.
» на Кронштадтском рейде. 18 мая 1901 г.
Группа машинной команды ‘а’ во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло.
После вступления в состав флота России «» базировался в Порт-Артуре.
» и броненосец ‘Полтава’ В Западном бассейне Порт-Артура, ноябрь 1902.
Эскадра Тихого океана на внутреннем рейде Порт-Артура, 1902 г.
В самом начале Русско-японской войны 1904—1905 годов «» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).
26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) ов «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «а». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.
27 января (9 февраля) капитан «а» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.
» затоплен.
В 1905 году «» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве а 3-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷, мыс на северной оконечности Хоккайдо?). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы выполнял по 1913 год.
Подъем а ».
» — ‘Сойя’
Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.
Прибытие во Владивосток бывших русских кораблей. », ‘Полтава’, ‘Пересвет’.
На палубе ‘а’, 1916 г.
В феврале 1917 года ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.