Как Петр I оправдывал свою жестокость к русскому народу

Н. Костомаров

Бородобритие и перемена одежды с первого раза воз­буждали ужас и показывали, что Петр не будет оказы­вать снисхождения обычаям древней русской жизни, принявшим религиозное значение. Исстари в русской литературе существовали, приписываемые святым му­жам, поучения о сохранении бороды; борода у мужчин считалась признаком не только достоинства, но и нрав­ственности; бритье бороды называлось еллинским, блуд­ным, гнусным делом. Бритый человек, если он не был иноземец, возбуждал к себе презрение; и вдруг сам царь приказывает русским людям учинить над собою «раз­вратное, скаредное дело». Что касается до иноземцев, то русские признавали за ними знание разных «хитро­стей» и готовы были пользоваться их службою России, но считали их еретиками, а свой народ избранным Божиим народом. В глазах русских согласные с уставами православной церкви обычаи почитались святыми, бого­угодными, наравне с самою церковью.

При таком взгляде естественно, что преобразователь­ные приемы Петра, начавшиеся с внешних признаков, должны были возбудить соблазн, вражду, отвращение и противодействие. Русский народ видел в своем царе противника благочестия и доброй нравственности; рус­ский царь досадовал на свой народ, но настойчиво хо­тел заставить его силою идти по указанной им дороге. Одно давало ему надежду на успех: старинная покор­ность царской власти, рабский страх и терпение, изум­лявшее всех иноземцев, то терпение, с которым рус­ский народ, в прошедшие века, выносил и татарское иго, и произвол всяких деспотов. Петр понимал это и говорил: «С другими европейскими народами можно до­стигать цели человеколюбивыми способами, а с русски­ми не так: если б я не употреблял строгости, то бы уже давно не владел Русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу пе­ределать в людей».

Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. СПб., 1892. Т. 2. С. 24.