Иван Грозный- кровавый тиран или выдающийся политический деятель?
Я. Рейтенфельс
Не упоминая здесь из воспоминаний о давно былом о тех жесточайших казнях, которыми русские внушали отвращение к себе во времена язычества, я не могу достаточно подивиться тому, что, будучи уже озарены светом христианского закона, они все еще некоторое время были столь бесчеловечны. Всякому, пишущему об них, поэтому, приходится сознаваться в своем сомнении: бесчеловечность ли эта народа выработала жестоких властителей, или же народ стал столь жестоким и бесчеловечным чрез жестокосердие своих властителей? […] Зачастую, правда, их властители были более жестоки, чем, по справедливости, следовало бы, в роде знаменитого всякими гнусными пороками обезображенного Нерона, который считал, что лишать жизни посредством вскрытия жил не столь справедливо, полезно и необходимо, сколь приятно, и убивал даже невинных ради своего удовольствия. О тогдашнем времени некто выразился, нисколько не преувеличивая, таким образом: в Москве людей убивают легче, нежели в других странах собак. Но царь Иван Васильевич вовсе не злоупотреблял казнями или, вернее, жестокостью своею, как говорили. Ибо, когда он приказал некоему немцу, живущему в Москве, сказать, как отзываются о нем чужеземные властители, и этот (хотя и отговаривался долго, из страха, незнанием), получив, наконец, от Царя обещание в безнаказанности, что бы он ни сказал, объявил: «Ты слывешь у всех чужестранцев за тирана», то Иван Васильевич отвечал, что они ошибаются, не зная в точности обстоятельств, ибо, говоря о положении других, имеют в виду лишь свое собственное: те, де, повелеваютлюдям, а он — скотам.
Сказания светлейшему герцогуТосканскому Козьме Третьему оМосковии. М., 1905. С. 116-117.
Миниатюра: И.Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван