История фотографии. Ателье «Шерер и Набгольц»
МАНТРА: ВСЕ ПОДПИСАНО И ОЧЕНЬ КЛИКАБЕЛЬНО
22 октября 1851 года в жилище Засецкого на свежем воздухе Рождественки Карл Бергнер открыл дагерротипное заведение — под одной крышей с фотографическим заведением Мюкке. Судя по всему в конце 1853 года Бергнер стал трудиться с фотографиями.
Фотографические портреты Бергнера были общеизвестны в столице и далековато за ее пределами; фамилия фотографа Бергнера нередко встречается в посланиях декабристов с советами устроить портрет безусловно в ателье Бергнера.
Бергнер сделал великолепную фотографическую галерею портретов писателей и стихотворцев, столь публичных функционеров, серию портретов учителей столичного института; у него снимались и декабристы, возвратившиеся изСибири.
Карл Бергнер сделал собственный уникальный стиль в работе: его фотографические портреты узнаваемы по манере высадки портретируемого перед на камере, по проработке негатива; почти все фотографии по фону или же по костюмчику пройдены лаком, что придавало фотографиям визуальный размер.
Знаменитая полиграфическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» была создана в 1863 году, когда баденский подданный Мартин Шерер и швейцарский подданный Георгий Набгольц приобрели известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера», причем Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц — хозяйственными и финансовыми делами.
Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выпускала каталоги различных выставок. Благодаря ее деятельности для потомков сохранились фотографические изображения вернувшихся из ссылки декабристов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени.
На проводившейся в Москве в 1865 году Мануфактурной выставке фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» получила высшую награду по фотографии — Большую серебряную медаль.
Фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» проводила фотографическую съемку строительства железнодорожного моста через Оку вблизи Коломны, а также его испытаний 19 февраля 1865 года. За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды — права помещать на своих изделиях изображение российского герба.
Мартином Шерером снята первая фотографическая панорама Москвы, изданная в 1867 году и ставшая одной из лучших документальных панорам города.
В том же 1867 году фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» была продана курляндскому уроженцу, талантливому фотографу Альберту Ивановичу Мею на правах аренды, позволявшей сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени она стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко».
С 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М.А. Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом.
Одними из первых в России А.И. Мей и М.А. Шиндлер освоили новую отрасль фотографии — фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах.
К концу 1870-х годов Мей и Шиндлер не знали себе равных в различного рода фотопечатных работах. Это было отмечено на Московской фотографической выставке 1882 года, где фирма удостоилась серебряной медали.
Во многом благодаря своим успехам в освоении фототипии Мей и Шиндлер одержали победу в конкурсе на лучшие снимки Москвы. Конкурс был организован председателем Московского биржевого комитета Н.А. Найденовым с целью последующего издания альбомов с видами Москвы. В 1880 — 1890 годах фирма выпустила серию из четырех таких альбомов.
В 1882 году фирме во второй раз было присуждено право помещать на своих бланках изображение государственного герба России. В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде Мей и Шиндлер были удостоены этой высокой награды в третий раз.
Начиная с 1896 года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено несколько номерных серий открытых писем с видами Москвы, однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия, изданная в 1901- 1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером». Несколько поколений филокартистов собирало и собирает серию «Красный Шерер» по номерам.
В отличие от серий предыдущих лет издания, в которых были использованы негативы еще 1880-х годов из найденовских альбомов Москвы, на открытых письмах 1901-1903 годов воспроизведены новые сюжеты, отразившие изменившуюся уличную жизнь города. Эти негативы частично использовались фирмой и в дальнейшем, но серии последующих лет, как правило, выполнены на более низком полиграфическом уровне.
В серии 1901-1903 годов гораздо полнее, чем в сериях 1898-1900 годов, показаны площади, улицы и переулки Москвы, типы москвичей на улицах города.
Фирма просуществовала вплоть до 1918 года.