И. Аксаков о Петре I
И. Аксаков
Гений преобразователя, окрыленный всемогуществом власти, везде отменял обычный, естественный ход жизни, ее самобытное творчество, ее свободу, ее органические отправления; везде, с неколебимою настойчивостью, ставил на их место указ и регламент, все созидал и воздвигал вновь, не оставив, кажется, ни одного уголка не только государственной, но общественной и даже частной жизни, который бы не был заклеймен печатью его изволенья и силы. Ничто не укрылось от орлиного взора, — на все обращено зоркое внимание власти, все принято к правительственному соображению, все сведено к единой цели, заданной себе творцом новой Российской Империи, все поступило на службу идей государства, все взято в казенное ведомство, — не только жизнь и достояние людей, но и нравы, — не только моря и земли, но и парики и бороды. Конечно, громаднее переворота не видала история. Рядом с созданием армии, флота, фортеций, сената, коллегий, магистратов, ратуш, — заказывалась наука, повелевалось быть искусству, поэзии, литературе, предписывались уставы для общежития, заимствованные у Голландцев и Немцев, налагались, по грозной воле царя, правила «комплиментов», — Русские люди, под страхом казней, учились танцам и фривольным манерам, важные и сановитые бояре выделывались, выдалбливались и выколачивались в петиметров… Русское общество, обритое, причесанное, одетое по казенным образцам, согнано было в «ассамблеи» — привыкать к веселым добрым нравам, к которым относилась и выпивка знаменитого кубка Большого Орла. Если в начале Русские люди упирались и не одна Русская боярыня, пожалованная в новое звание «дамы», была, за уклонение от ассамблеи и танцев, принуждена выпить сей кубок, а иные упрямцы, за несогласие расстаться с бородою расставались с головою, то впоследствии, однако, старания Петра увенчались полным успехом и насаждения его принесли соответственный плод: Русское общество смирилось, отреклось от Русских нравов, обычаев, преданий, восколько это было возможно для природы людей, все же Русских по происхождению, и с покорностью двинулось по указанной ему дороге, к ассигнованному ему волею Петра идеалу. Этот настойчивейший из реформаторов, который, по выражению Пушкина, был «на троне вечный работник,
«То академик, то герой,
то мореплаватель, то плотник»,
то цирюльных, то галантерейных дел мастер, успел даже дать официальную формулу выражениям народной преданности и восторга (введением Венгерского крика «ура») — и вообще вдохнуть во все движения общественной жизни всемогущество казенного духа.
[…] Но какая же это держава без наук и искусств? Необходимы науки и искусства, искусства смягчают нравы, смягченные же нравы облегчают государственное управление; необходимо и просвещение в известной мере и степени: оно образует полезных слуг государству. И вот могущественною волею Петра пересаживаются науки и искусства — совсем готовые берутся под государственное покровительство, поступают в государственную службу. Хорошее цветущее государство без муз не обходится!.. нужен и поэт для прославления подвигов, и скульптор для изваяния статуй великих государственных деятелей, нужен и писатель с добрым слогом, чтоб мог сочинить на нужные государственные случаи, торжества и другие потребы — приветственную речь, похвальное слово, гисторию событий; нужен и актер для увеселения двора и публики (которую также приходилось создавать вновь, ее ведь не было, — она также у нас происхождения официального!)… Да, необходимы актеры, необходимы комедии, балеты, необходимо веселье, как одно из условий государственной гигиены… И вот являются и поэты, и скульпторы, и живописцы, и писатели, и актеры, и балетмейстеры, и ученые и веселые люди, и все поступают на службу, расписываются по классам и рангам, содержатся на счет государства и отдают отчет правительству в своей художнической, ученой, литературной или увеселительной деятельности. Когда читаешь историю просвещения России при Петре 1-м Пекарского, приходишь в невольное изумление пред теми настойчивыми, энергическими усилиями государства: создать во что бы то ни стало — штатс-просвещение, штатс-науку, штатс-искусство, штатс-журналистику, штатс-поэзию, штатс-литературу, штатс-галантерейность, штатс-нравы, штатс-нравственность… Государство не щадило расходов на воспитание общества — в направлении и в духе соответствовавших государственным целям… Конечно, ни одно общество в мире не стоило таких издержек казне, как Русское общество! Нигде, впрочем, и не давалось ему свыше, от казны, воспитания! От кабаков и увеселительных домов до академий наук и разных храмов музам — все это содержалось на казенные деньги, на казенный счет, казною, ради государственной надобности.Так началось и шло развитие Русского общества!
Как началось и шло развитие русского общества. Полн. собр. соч. в 7 т. М., 1887. Т. 6. С. 241-242, 245-246.