ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ (1775—1917), местное административное учреждение, являвшееся коллегиальным органом при губернаторе. Созданы в соответствии с Учреждением о губерниях от 7 нояб. 1775. С 1802 губернские правления состояли в ведении Министерства внутренних дел, высший надзор за их деятельностью осуществлял Сенат. Первоначально в состав входили губернатор (председатель) и 2 советника по назначению Сената. При губернских правлениях состояли назначаемые Сенатом губернский прокурор и стряпчие казенных и уголовных дел. Штатами от 14 нояб. 1824 состав правления был увеличен до 3 советников и асессора, они составляли общее присутствие губернских правлений. По Высочайше утвержденному 3 июня 1837 положению «О порядке производства дел в губернских правлениях» в состав присутствия входили 4 советника, старший из которых являлся вице-губернатором (назначался императором по представлению министра внутренних дел). «Учреждение губернских правлений» от 2 янв. 1845 определило следующий состав присутствия: губернатор (председатель), вице-губернатор, 3 советника (один — старший), асессор. При губернских правлениях состояли чиновники особых поручений (утверждались министром внутренних дел по представлению губернатора), казначей с помощником, губернские и уездные землемеры (утверждались губернатором по представлению правления). Согласно штатам от 8 июня 1865, состав присутствия был дополнен губернским врачебным инспектором, губернским инженером, губернским архитектором, которые участвовали в заседаниях губернского правления при рассмотрении строительных или врачебных вопросов.

Губернское правление разделялось на отделения во главе с советниками или членами общего присутствия. В губернском правлении могло быть от 1 до 3 распорядительных отделений (в зависимости от размера губернии), строительное отделение и канцелярия общего присутствия. Штат распорядительного отделения состоял из старшего советника, 2 советников, асессора и канцелярских чиновников; строительного отделения — из губернского инженера, архитектора, младшего архитектора, младшего инженера, делопроизводителя. Хозяйственные и делопроизводственные вопросы отделений находились в ведении вице-губернатора. Для обсуждения и решения специальных научных и технических вопросов в отделениях создавались под председательством губернского врачебного инспектора или губернского инженера отдельные совещательные присутствия. Губернское правление имело типографию, архив, регистратуру и чиновников по счетной и экзекуторской частям. При губернском правлении состоял губернский землемер с чертежной и уездными землемерами.

В функции губернского правления входили: общее административное управление губернией; обнародование законов, указов и распоряжений императора, Сената, других высших и центральных учреждений; надзор за их исполнением; решение дел, не требующих судебного разбирательства; наложение ареста на имущество по приговорам судебных органов; рассмотрение жалоб на подчиненные губернским правлениям учреждения и лица.

Закон от 2 янв. 1845 определил компетенцию губернатора и губернского правления в решении дел, которые делились на 3 категории (первые 2 решались совместно губернатором и губернским правлением, 3-я — губернским правлением): дела 1-й категории — судные (отдача чиновников под суд, наказания за рубку леса, вопросы о подсудности и др.), решались коллегиально большинством голосов; 2-й категории (распорядительные, или «административные 1-го разряда») — назначение, увольнение и перемещение чиновников, назначение следствий, предание суду полицейских чиновников, рассмотрение служебных упущений чиновников, дела о жестоком обращении помещиков с крепостными, приговоры обществ, дела по выборам, учреждение опек, определение городских расходов, взыскание недоимок, утверждение цен, такс, смет, пожертвований, торгов, подрядов, контрактов, а также дела, переданные губернатором на рассмотрение губернского правления, для окончательного решения которых требовалось его утверждение; дела 3-й категории (исполнительные, или «административные 2-го разряда») — обнародование законов, определение и увольнение чиновников в губернских и уездных учреждениях, надзор за исполнением законов, движением дел в губернских учреждениях, рассмотрение дел по жалобам и протестам губернского прокурора, жалобам на городские думы и ратуши, а также дела о приведении иностранцев к присяге на подданство, о выдаче паспортов неслужилым дворянам, охране общего порядка и общественного спокойствия, хозяйственно-финансовые вопросы (сбор сведений о народонаселении, торговле, промышленности, состоянии почт, дорог, мостов, состоянии здоровья населения, продовольствии и др.).

Согласно «Временным правилам о преобразовании губернского правления» от 8 июня 1865, губернские правления освобождались от исполнения незначительных текущих дел. Вместе с тем правила предоставили губернским правлениям право открывать собственной властью торговые и промышленные заведения, частные типографии и аптеки, назначать и увольнять на должность врачей.

Исполнительным органом губернского правления являлась канцелярия. В 1-й четв. XIX в. она состояла из экспедиций, которые подразделялись на отделения и столы. Штаты 1824 установили разделение канцелярии на 4 отделения, возглавляемые членами правления. В состав канцелярии входили: секретарь, протоколист, регистратор, канцелярские служители. 1-е отделение занималось обнародованием законов и постановлений, наблюдало за исполнением распоряжений губернатора, за движением дел, заведовало чиновниками администрации и полиции, вело протоколы общего присутствия, наблюдало за дворянскими, городскими и сельскими сословными выборами, решало некоторые хозяйственные дела (напр., устанавливало «справочные цены» на провиант и фураж). В ведении этого отделения находились типография (с 1807), архив (с 1826), архитектор (с 1819) и землемер (с 1828). Через 2-е отделение губернатор осуществлял руководство полицией; оно занималось делами по «охране веры, благочестия и добрых нравов», «общего порядка и общественного спокойствия», наблюдало за проживавшими в губернии поднадзорными (рапорты об их поведении представлялись в Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии); организовывало сыск беглых крестьян и дезертиров из армии, вело паспортные дела, дела о раскольниках, а также дела т. н. «хозяйственной полиции», ведавшей состоянием дорог и мостов, почты и почтовых станций, здравоохранением и др. 3-е отделение связывало губернатора с судом, руководило проведением в полицейских учреждениях следствий, вело дела «по надзору за движением судной части» и дела по исполнению судебных приговоров (в т. ч. по денежным взысканиям), участвовало в освидетельствовании умалишенных, управляло местными тюрьмами. 4-е отделение занималось хозяйственно-финансовыми вопросами: собирало сведения о состоянии населения, развитии промышленности и сельского хозяйства, проводило переписи населения, руководило строительством казенных зданий, земскими и городскими повинностями, наблюдало за исправным сбором податей, руководило некоторыми «общественными заведениями».

По положению 1837 1-е отделение состояло под особым наблюдением вице-губернатора, остальные отделения возглавлялись советниками. Отделения включали столоначальников, их помощников, регистраторов и канцелярских служителей. «Учреждением губернских правлений» от 2 янв. 1845 в структуре канцелярии губернского правления была создана канцелярия присутствия в составе: старший секретарь (руководитель), 2 его помощника, из которых один управлял ревизионным столом, другой являлся одновременно переводчиком, регистратор с помощником и экзекутор с помощником. В ревизионном столе велось наблюдение за делопроизводством в уездных учреждениях и в губернских правлениях. По штатам от 8 июня 1865 канцелярия общего присутствия состояла из секретаря, чиновника по счетной и экзекуторской частям с помощником, редактора и его помощника, архивариуса с помощником. По количеству производимых в них дел губернские правления подразделялись на 3 разряда. Канцелярия губернского правления 1-го разряда включала 13 столов, в т. ч. казначейский, газетный и ревизский; канцелярия губернского правления 2-го разряда — 12 столов; 3-го разряда — 11.

В связи с усилением рабочего движения в губернских правлениях промышленных губерний начали создаваться фабричные столы; в московском губернском правлении фабричный стол был создан в 1845. Ю. В., А. Е.