ГУБЕРНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
ГУБЕРНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ (1708—75), местное учреждение общего управления в городах — центрах губерний на всей территории империи. Создавались в ходе назначения губернаторов в губернии, образованные по именному указу от 18 дек. 1708 (некоторые из них начали складываться с сер. 1700-х, а часть губернских канцелярий время от времени возглавлялась генерал-губернаторами или вице-губернаторами, что иногда влияло на их внутреннюю организацию, но не изменяло статуса, компетенции и названия). Будучи главными органами власти на местах, губернские канцелярии состояли в ведении высшего и центрального аппарата и имели в прямом подчинении или контролировали все остальные учреждения губернии. В городе своего местонахождения и на принадлежавшей в административном отношении территории губернские канцелярии после закрытия в 1710-х приказных изб действовали в качестве единственного учреждения общего управления, а в Прибалтике и на Правобережной Украине — единственного учреждения всеимперского значения.
Подведомственность, структура и основные функции губернских канцелярий определялись множеством актов о местном управлении. Важнейшими из них были изданная в янв. 1719 Инструкция, или Наказ, воеводам, Наказ губернаторам, воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать, от 12 сент. 1728, Наставление губернаторам от 21 авг. 1764 и штаты от 17 авг. 1725, 2 апр. 1726 и 15 дек. 1763. Служебным уставом для губернских канцелярий, регулирующим их устройство и порядок делопроизводства, являлся и Генеральный регламент от 28 февр. 1720.
Структура губернской канцелярии включала присутствие, канцелярию и внеканцелярских служителей. Все ее подразделения формировались и работали на тех же началах, что и органы при областных «правителях» более низких рангов. Отличительными чертами губернской канцелярии были: замещение должностей руководителей чаще всего представителями высшей бюрократии, лично известными монархам; решение губернаторами отдельных дел без оглашения в присутствии и существование при них собственной канцелярии, выделенной в особую структурную часть (официально — с 1764, фактически — не позднее чем с 1740-х); введение во все губернские канцелярии прокуроров уже в 1730-е одновременно с восстановлением этого института в центральном аппарате; наличие в Астраханской, Казанской, Киевской, Нижегородской, Оренбургской, Ревельской, Рижской, Сибирской и Смоленской губернских канцеляриях штатных переводчиков; установление численности индивидуально для каждой губернской канцелярии, крупнейшей из которых была Московская, насчитывавшая иногда до 425 чел.; сохранение на протяжении XVIII в. самого значительного персонала в столичных и прибалтийских губернских канцеляриях при постепенном уменьшении его везде по мере становления воеводского управления (штаты от 15 дек. 1764 предусматривали для большинства губернских канцелярий присутствие из губернатора, 2 его товарищей и прокурора, канцелярию из 33 секретарей, протоколистов, регистратора, архивариуса, канцеляристов, подканцеляристов, переплетчика, ученика, 2 сторожей, палача и воинский контингент из 132 солдат и офицеров).
Губернатор отдельно от губернской канцелярии, формально являвшейся органом исполнения его распоряжений, рассматривался: в 1712 — (1719) — как председатель губернского кригс-рехта; в 1713—19 — как президент губернского ландратского совета; в 1719—27 — как председатель надворного или провинциального судов (если занимал этот пост вместо направленного Юстиц-коллегией судьи); на всем протяжении существования губернских канцелярий — как командующий гарнизоном (в качестве которого возглавлял обычно не совпадавшую с губернской канцелярией гарнизонную канцелярию), как непосредственный начальник остальных областей «правителей» и как лицо, ответственное перед верховной властью за состояние губернии в целом и за специально ему порученные дела (от переговоров с «владетелями» кочевых народов до наблюдения за теми или иными дворянами). Наставление губернаторам 1764 узаконило их право не участвовать в слушании маловажных вопросов и особый порядок наложения на них штрафов, а указ от 22 янв. 1767 даже особую форму переписки между губернатором и губернской канцелярией. Однако в решении большинства возникавших перед областной администрацией проблем губернаторы вполне отождествлялись с губернской канцелярией.
Губернские канцелярии являлись высшей инстанцией для остальных учреждений губернии, включая сохранившиеся традиционные органы управления Украины и Прибалтики. При этом относительно населения губернских городов и прилежащих к ним территорий губернские канцелярии обладали — с известными исключениями в нероссийских губерниях — той же властью, что и другие учреждения аналогичного профиля. Общее число губернских канцелярий изменялось вместе с увеличением количества губерний в империи и с 1708 по 1775 возросло с 8 до 21.
Губернские канцелярии осуществляли охрану норм феодального правопорядка, учет населения, контроль за сословными повинностями и самоуправлением, исправностью поступления налогов и меры по благоустройству края. В регионах, вошедших в состав империи в течение XVIII в., губернские канцелярии занимались преимущественно обеспечением общегосударственных интересов на этой территории. В России важным элементом в работе губернских канцелярий было руководство сначала приказными избами, обер-комендантскими и земскими канцеляриями, а затем провинциальными и воеводскими канцеляриями: именно губернские канцелярии вырабатывали гл. обр. конкретные распоряжения по постановлениям вышестоящих инстанций, контролировали их исполнение и отчитывались перед Сенатом и коллегиями, в свою очередь получая рапорты и ведомости от подчиненных учреждений.
Кроме того, губернские канцелярии должны были играть ведущую роль в организации обороны края в военное время или при набегах кочевников, в подавлении народных волнений, в борьбе с эпидемиями, в подготовке к проезду монархов и посольств и в координации действий в связи с иными чрезвычайными обстоятельствами. Губернские канцелярии несли и основную тяжесть обязанностей по рекрутским наборам, снабжению армии, надзору за службой дворян, пересылке колодников, оказанию помощи правительственным комиссиям со статусом центральных органов или военным и гражданским чиновникам, прибывшим из столиц для решения частных вопросов. Известны случаи, когда губернские канцелярии также сами образовывали комиссии, командируя в провинции и уезды своих членов с особыми полномочиями. В осуществлении других текущих задач управления губернские канцелярии отличались от остальных общеадминистративных учреждений широтой компетенции и эффективностью деятельности, что было обусловлено лучшей укомплектованностью штата и расположением в крупнейших городах страны.
По упразднении в 1727 местных учреждений юстиции губернские канцелярии стали вести судебные дела в губернском городе и его уезде на тех же основаниях, что и воеводские и провинциальные канцелярии, принимать апелляции на решения последних, утверждать их приговоры к смертной казни или политической смерти.
Губернские канцелярии были ликвидированы вследствие Учреждения о губерниях от 7 нояб. 1775 в связи с созданием губернских правлений. Их закрытие происходило постепенно, по мере складывания новых органов власти и в целом завершилось в н. 1780-х. М. Б.