Грамотей — плут и мошенник
В. Даль
Некоторые из образователей наших ввели в обычай кричать и вопить о грамотности народа и требуют наперед всего, во что бы то ни стало, одного этого; указывая на грамотность других просвещенных народов, они без умолку приговаривают: просвещение, просвещение!
<…> Я знаю деревню, населенную сплошь слесарями; все, стар и мал, занимаются этим ремеслом. Дело, кажется, не худое; а между тем от слесарей этих никакой замок не уцелеет <…>, и слесарей моих боятся на всю округу, как огня.
Грамота сама по себе ничему не вразумит крестьянина, она, скорее, собьет его с толку, а не просветит. Перо легче сохи: вкусивший без толку грамоты норовит в указчики, а не в рабочие, норовит в ходоки, коштаны, мироеды, а не в пахари; он склоняется не к труду, а к тунеядству!
А что читать нашим грамотеям? Вы мне трех путных книг для этого не назовете. А что писать нашим писакам? Разве ябеднические просьбы и подложные виды? Св. Писание, даже по цене, как оно продается и притом только в столицах, весьма редко может дойти до рук простолюдина <…>.
Слово грамотей уже частенько слышится в бранном смысле, как равносильное плуту, даже мошеннику, и в этом случае именно подразумевается, что грамотность у этого человека заняла место совести.
Письмо к издателю А.И. Кошелеву // Русская беседа. М, 1856. Т. 2, кн. 3, раздел «Смесь». С. 3—4.