Государство взбунтовавшихся рабов
П. Новгородцев
Россия оправдывает в наши страшные дни горькое предчувствие Чаадаева: «Мы как будто живем для того, чтобы дать какой-то великий урок человечеству».
Если под демократией понимать организованное самоуправление народа, сочетающееся с твердостью правового порядка и свободной жизнью, то демократии в этом смысле не было ни в начале революции при князе Львове и Керенском, ни в дальнейшем ее развитии, при господстве советской власти. Вначале искренно стремились к народовластию, но достигли только безвластия <…>.
<…> Уже в конце апреля Керенскому пришлось в один из моментов тягостного отрезвления с горечью вопрошать: «Неужели свободное русское государство есть государство взбунтовавшихся рабов?»
<…> Не только от старых методов управления, но и от общих условий властвования хотели освободить русский народ новые его правители. И тут они потерпели полное крушение. Их вытеснили те, которые хотели сделать Россию не передовой ратью демократии, а «передовым отрядом мирового мятежа».
Нитрометан-D3 лотос-трейдинг.рф.
При этом новом этапе революции самому суровому гонению были подвергнуты именно те, кто накануне с такой горячей верой снимал с народа старые цепи. Новое углубление революции принесло им преследования и казни. Таков был трагический конец пламенных надежд народников, ставших на защиту «завоеваний революции». Вместе с ними потерпела крушение и романтическая вера в народную стихию, в неизменную правду и совершенство ее свободных естественных проявлений. Это была вера <…> сентиментально-романтическая и в то же время позитивно-материалистическая. Она брала народ именно в его естественном и непосредственном определении. Ей недоставало сознания, что в народной душе, как и во всякой душе, есть своя лучшая и своя худшая часть и что поэтому от народа может исходить и высокий подъем героизма и мудрости, и «бунт — бессмысленный и беспощадный».
Восстановление святынь // В кн.: Об общественном идеале. М., 1991. С. 565-568.