ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, одна из отраслей правовой науки. Оно тесно соприкасается с философией права, теорией государства и права, историей права, но имеет свои собственные предмет, цель и задачи. Предметом государственного права является определение государства, познание его правовой природы. Цель государственного права как науки заключается в определении оптимального способа организации верховной власти и системы органов государства, распределения между ними полномочий. В его исключительной компетенции находится вопрос о способах формирования (образования) государственных органов и их видах, которые позволяют выделить те или иные достоинства каждого из них, о принципах и формах взаимоотношения верховной власти с Церковью и общественными союзами. Иными словами, задача науки государственного права — формировать учение о государстве.

Говоря о главном предмете государственного права, нужно отметить, что нередко государство понимают в двояком смысле — как форму организации общества и как верховную власть, которая осуществляет свою деятельность через создаваемое ею правительство (государственные органы). Более того, зачастую под термином «государство» понимается даже не народ или верховная власть, а только бюрократический аппарат, что свидетельствует об усеченном и скудном по содержанию понимании государства. Этот мнимый дуализм в определении государства разрешается при внимательном и объективном изучении свойств верховной власти.

Следует выделить признаки государства, которые не встречаются в других социальных группах. Наиболее важные из них позволяют охарактеризовать государство как союз целого народа (нации), управляемый верховной властью, имеющий свою собственную территорию, единый правопорядок, целью которого является общее благо. Отсюда его свойства: государство есть союз единый, постоянный, юридически нераздельный и самостоятельный (суверенный). Как союз не только политический и юридический, но и духовный государство нормально развивается и существует только в условиях единой национальной культуры. В свою очередь нация, по природе своей аккумулирующая духовные элементы общества и общественные союзы, нуждается в политическом, правовом и властном оформлении, которое необходимо ей для самоорганизации и исполнения своей исторической миссии. И все это предоставляет ей только государство. Цели государства не отличаются ни качественно, ни количественно от целей частных и общественных, но только по способу их осуществления. Государство обладает также особыми функциями, которые оно обязано осуществлять: законодательство, суд и управление.

Как союз, упорядочивающий общество, государство функционирует правовым путем, издавая правовые акты, которые содержат известные предписания и запреты. Государство всегда иерархично. Иерархичность предполагает как различные способности его членов и их социальное положение, так и необходимость осуществления государством своих властных функций. В силу своей природы государство является союзом властным, который не имеет себе равных во внутригосударственных отношениях. Как сила, упорядочивающая социальные отношения, направляющая их к единой цели, верховная власть не образуется путем сложения «малых» властей, функционирующих в обществе на разных ступенях его иерархии. Нельзя говорить о том, что государство создается способом передачи части признаков общества образуемому политическому союзу, как и об образовании верховной власти путем делегирования отдельных личностей.


Верховная власть всегда неделима, неотчуждаема, персонифицирована и имеет своим источником Бога. Чтобы управлять обществом, власть должна быть самодержавной, т. е. ни от кого не зависимой, наследственной, христианской. Самодержавность власти означает ее единоличность. Как нравственная личность, в которой выражается дух и особенности нации, верховная власть неподотчетна никому, кроме Бога, является источником любых властных проявлений, проистекающих от государственных органов. Она же является высшим источником национального права, законодательства, действующего в государстве, хотя и не ограничена законом. Бывают, и весьма часто, ситуации, когда верховная власть во имя всеобщего блага и спасения Отечества обязана переступить букву закона, а иногда — смягчить действующий закон. Самый простой пример несвязанности власти правом — право помилования преступников. Закон квалифицировал деяние человека как преступное, определил меру наказания. Но верховная власть, руководствуясь чувством христианского человеколюбия и милосердия, прощает преступника, игнорируя действующее в государстве право. Есть и другие аргументы. Бывает, что внутренние преобразования, которые верховная власть осуществляет с определенной периодичностью, уже не отвечают требованиям дня, а надобность в новом законе возникает только тогда, когда обозначен круг проблем, требующих правового регулирования, и способы их регулирования. Как следствие, наблюдается коллизия между жизнью и законом. Если верховная власть будет соблюдать формальный принцип законности, игнорируя требования жизни, получится, что для нее форма важнее человеческих судеб. Государство должно руководствоваться Высшей Правдой и создавать правопорядок, а не думать лишь о формальном соблюдении отжившего закона.

Здесь раскрывается вторая сторона верховной власти, а именно ее органическая связь с обществом. Хотя верховная власть стоит над обществом, она формируется народным сознанием, держится и в этом отношении зависима от него. Власть имеет значение нравственной силы лишь в том случае, когда ее носитель понимает свою деятельность как подвиг служения всему народу во имя высших начал Правды. Не случайно в русском правосознании монарший подвиг традиционно отождествлялся с подвигом монашеским, иноческим. Государь как бы отделял себя от мира во имя служения ему, оставаясь одинаково высшим по отношению ко всем социальным группам и в то же время служа всем и заботясь о каждом своем подданном. В свою очередь, его миссия может быть осуществлена только в том случае, если народ настолько духовно зрел, что способен с желанием служить верховной власти, считая ее необходимой для себя основой земного бытия. Царь ничто без народа, но и народ ничто без царя. Только при правильном сочетании чувства личной ответственности за весь мiр и желания служить верховной власти рождается идея Отечества, само государство приобретает смысл и значение в глазах подданных. Дуализм в определении государства, указанный выше, исчезает. С новых позиций государство следует понимать как единоличную и самодержавную верховную власть, исполняющую свой долг служения всему народу. Духовной опорой, хранящей Истину, нравственно содействующей верховной власти в исполнении своего долга и воспитывающей народ в духе верного служения государю, является Церковь. Верховная власть сильна, пока она власть воцерковленная и народная. В противном случае, оторванная от своих духовных основ, она становится властью деспотичной.

Как следствие, при реализации своих функций верховная власть неизменно сталкивается с необходимостью знать мнение народа по той или иной проблеме, использовать его силу, знания и опыт. Многие вопросы народной жизни не могут быть решены единолично без ущерба для государства, напр., проблемы административного устройства, налогообложения, войны и мира, проблемы социальной политики и т. д. В совместной деятельности реально проявляется единство монарха и народа, как нравственное, так и юридическое. Здесь надежнейший залог того, что народ, который должен исполнять решения верховной власти, воспримет их как результат общего поиска, воли верховной власти и совета земли. Закон в этом случае приобретает в глазах народа необходимый государственный и нравственный смысл. Кроме того, единоличный правитель чисто физически не в состоянии осуществлять все функции, предназначенные для верховной власти. Возникает необходимость в организации системы органов государства, осуществляющих отдельные функции верховной власти, ей подчиненных, подконтрольных и ею формируемых, органов народного представительства, государственного и местного управления, суда.

Каждый из указанных органов государственной власти имеет свою специфику, свои особенности регулирования, свою историю и формы организации. Но не всегда их значение для государства остается неизменным. Идеальному соотношению народного и единоличного монархического начала верховной власти всегда могут мешать реальные события государственной жизни. Когда уровень правосознания народа достаточно высок, то идеал начинает последовательно воплощаться в действительность. В этом случае народ буквально самоуправляется под благоденственным покровом верховной власти. В других случаях верховная власть обязана непосредственно взять на себя ведущую и направляющую, порой вопреки расслоенному вследствие внутренней неустроенности народному сознанию, административную функцию. Государственное право как наука должно предусматривать и такие варианты, внося конкретные предложения по урегулированию возникающих проблем.