ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, представительное законодательное учреждение. Создание провозглашено манифестом имп. Николая II от 6 авг. 1905 как совещательный представительный орган. В ходе революции 1905—07 был издан Манифест 17 окт. 1905, в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права (резиденция Государственной думы — Таврический дворец в С.-Петербурге). Однако преобразование 20 февр. 1906 Государственного Совета в верхнюю законодательную палату, издание 8 марта 1906 Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной думы над бюджетом) и Основных законов (23 апр. 1906) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы. В перерывах между ее заседаниями законодательные функции передавались императору, с тем чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной думы (в случае непредставления закона на ее рассмотрение) или если ее не примет Государственная дума либо Государственный Совет (ст. 87 Основных законов).

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва (это право применялось имп. Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов). Количественный состав Государственной думы был определен в 524 чел. (с 1907 — 442 чел.); для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее одной трети ее членов. Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в ней, не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги. Для лишения свободы члена Государственной думы во время сессии необходимо было ее разрешение. Члены Государственной думы выбывали из ее состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также если член Государственной думы не посещал в течение года ни одного заседания без уважительной причины. Порядок выборов в Государственную думу регулировался Избирательными законами 1905 и 1907.

К предмету ведения Государственной думы были отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменения, дополнения, приостановления их действия или отмены; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений (кроме кредитов на расходы Министерства иностранных дел в суммах, не превышавших росписи на 1906, платежей по государственным обязательствам и ряду других расходов), а также отчета государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казенных железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались изъятия из действующего законодательства); дела, вносимые на рассмотрение Государственной думы Высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены земские учреждения) и о повышении земского и городского обложения. Государственная дума имела право возбуждать предположения об отмене или изменении действовавших и издании новых законов (за исключением Основных законов). Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтет незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению». Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны в Государственной думе каждый раз, когда они об этом заявляли. Законопроекты вносились в Государственную думу министрами, комиссиями Государственной думы или поступали из Государственного Совета.


Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору «О занятиях Государственной думы». Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Государственной думы ее общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 — по государственной обороне). Государственная дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов. Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы, принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным Советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Государственного Совета.

Первая Государственная дума (одна сессия, 27.04—8.07. 1906). Выборы проходили в февр.—марте 1906, наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты). Вследствие неодновременности выборов работа Государственной думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение ее состава за счет представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешел из одной фракции в другую. В конце работы Государственной думы было 499 депутатов.

Состав: кадеты — 161; трудовики — 97; мирнообновленцы — 25; социал-демократы — 17; партия демократических реформ — 14; прогрессисты — 12; беспартийные — 103; партия союза автономистов: польское коло — 32, эстонская группа — 5, латышская группа — 6, группа западных окраин — 20, литовская группа — 7.

Председатель — С. А. Муромцев (кадет). Товарищи председателя: Петр Д. Долгоруков (кадет); Н. А. Гредескул (кадет). Секретарь — Д. И. Шаховской (кадет).

Вторая Государственная дума (одна сессия, 20.02—2.06. 1907). По «сенатским разъяснениям» избирательного закона от выборов (янв.—февр. 1907) была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев. В работе Государственной думы участвовало 518 депутатов.

Состав: трудовики — 104; кадеты — 98; социал-демократы — 65; эсеры — 37; правые — 22; народные социалисты — 16; умеренные и октябристы — 32; партия демократических реформ — 1; беспартийные — 50; национальные группы (польское коло, мусульманская группа) — 76; казачья группа — 17.

Председатель — Ф. А. Головин (кадет). Товарищи председателя: Н. Н. Познанский (беспартийный левый); М. Е. Березин (трудовик). Секретарь — М. В. Челноков (кадет).

Третья Государственная дума (сессии: 1-я — 1.11.1907—18.06.1908; 2-я — 15.10.1908—2.06.1909; 3-я — 10.10.1909—17.06.1910; 4-я — 15.10.1910—13.05.1911; 5-я — 15.10.1911—9.06.1912). Выборы проходили осенью 1907. В работе Государственной думы участвовало 442 депутата.

Состав: октябристы — 125; правые октябристы — 11; националисты — 90; правые — 51; кадеты — 53; прогрессисты и мирнообновленцы — 39; социал-демократы — 19; трудовики — 13; беспартийные — 15; польское коло — 11; мусульманская группа — 8; польско-литовско-белорусская группа — 7. Последующие изменения в составе фракций не имели существенного значения.

Председатели: Н. А. Хомяков (октябрист; 1907—10); А. И. Гучков (октябрист; 1910—11); М. В. Родзянко (октябрист; 1911—12). Товарищи председателя: В. М. Волконский (умеренно правый; 1907—12); А. Ф. Мейендорф (октябрист; 1907—09); С. И. Шидловский (октябрист; 1909—10); М. Я. Капустин (октябрист; 1910—12). Секретарь — И. П. Созонович (правый; 1907—12).

Четвертая Государственная дума (сессии: 1-я — 15.11.1912—25.06.1913; 2-я — 15.10.1913—14.06.1914; чрезвычайная — 26.07.1914; 3-я — 27—29.01.1915; 4-я — 19.07.1915—20.06. 1916; 5-я — 1.11.1916—25.02.1917). Выборы проходили в сент.—окт. 1912. В работе Государственной думы участвовало 442 депутата.

Состав: октябристы — 96; примыкавшие к октябристам — 2; националисты и умеренно правые — 88; группа центра — 33; правые — 64; примыкавший к правым — 1; кадеты — 52; примыкавшие к кадетам — 7; прогрессисты — 32; примыкавшие к прогрессистам — 16; социал-демократы — 14 (большевиков — 6; меньшевиков — 7; примыкавший к меньшевикам — 1); трудовики — 10; беспартийные — 7; польское коло — 9; мусульманская группа — 6; польско-литовско-белорусская группа — 6.

Председатель — М. В. Родзянко (октябрист; 1912—17). Товарищи председателя: Д. Д. Урусов (прогрессист; 1912—13); В. М. Волконский (беспартийный; 1912—13); Н. Н. Львов (прогрессист; 1913); А. И. Коновалов (прогрессист; 1913—14); С. Т. Варун-Секрет (октябрист; 1913—16); А. Д. Протопопов (октябрист; 1914—16); Н. В. Некрасов (кадет; 1916—17); В. А. Бобринский (националист; 1916—17). Секретарь — И. И. Дмитрюков (октябрист; 1912—17).

Государственная дума вплоть до ее бесславной гибели в 1917 была совершенно чужеродным для Русского государства элементом, своего рода встроенным механизмом его разрушения. Интеллигенция, лишенная национального сознания, господствовавшая в ней, стремилась придать ей форму западного парламента. Ее состав совершенно не отражал реального соотношения сил и сословий в русском обществе. Фактически это был орган не более 10% российского населения. Интересы коренной России были представлены слабо. Несколько десятков патриотов, стиснутых со всех сторон национально невежественными интеллигентами или просто врагами России, конечно, не могли остановить напор разрушительных сил.

Государственная дума по-настоящему выражала интересы только одной небольшой части населения — интеллигенции и радикалов из правящего слоя, — в самодовольных и безапелляционных речах которой глохли все стремления и надежды русского народа. За все годы существования Государственной думы в области улучшения русской жизни ею не было сделано ничего, что бы не могло совершить без нее русское правительство, возглавляемое самодержцем. А вред от существования Государственной думы был для Русского государства гораздо больше, чем ее отдельные преимущества. Фактически Дума стала центром собирания всех антирусских сил и легальной трибуной их разрушительной работы. Обсуждая самые частные вопросы, думские ораторы от либерально-масонского подполья и леворадикальных партий, как правило, пользуясь случаем, подвергали критике, чаще всего несправедливой, весь государственный строй России и ее государственный аппарат.