ГОСУДАРЬ

ГОСУДАРЬ, по древнерусской терминологии это слово означало прежде всего властного человека, но лишь в сфере отношений частных, не публичных. Это был господин, хозяин, права которого распространялись на вещи и людей. Термины «господин», «господарь» и «государь» в древнейших письменных памятниках употребляются без различия, означая, в частности, землевладельца. В Русской Правде господином называется собственник украденной вещи, хозяин хором и хозяин ролейного закупа. В памятниках церковной письменности XI—XIV вв. хозяин нивы и собственник челяди называется господарем или государем. С XIV в. и официальные памятники светского права усваивают эту терминологию. По новгородскому праву не дозволялось судить холопа и раба без господаря; по псковскому праву государем называли хозяина и землевладельца, которому служили наймиты и у которого арендовали землю озорники, огородники, кочетники. Такое значение этих терминов сохранялось довольно долго и в московский период. Холоп, убивший своего господина, назывался в Судебниках государским убийцей. В официальных памятниках XVII в. видна тенденция к замене термина «государь» термином «боярин»; так, в Уложении хозяева старинных и кабальных холопов называются их боярами. Но в языке неофициальном термин «государь» долго еще сохранял прежнее значение и, утратив свой смысл, дожил до н. XX в. в обиходном обращении «милостивый государь».

С сер. XIV в. термин «государь» начинает проникать в политические сферы для обозначения представителей верховной власти. Это произошло совершенно незаметно и естественно, т. к. вел. князья были крупными хозяевами, землевладельцами и в этом смысле являлись государями. Служба у них на правах частных, хозяйственных не могла быть отграничена от государственной службы: такого различия еще не существовало. Поэтому вольные слуги и даже служилые князья начинают титуловать господарями и государями тех владетельных князей, которым служили. «Господарями русской земли» и «многих земель государями» называли иногда во 2-й пол. XIV в. польских королей. В н. XV в. Ягайло титулует себя «многих земель государь», а Витовта титуловали «многих русских земель государем» даже вел. князья Тверской и Рязанский. Принятие этого титула вел. князьями Московскими совпало с началом возрождения национально-религиозного самосознания, когда после покорения Константинополя турками они стали единственными представителями и охранителями Православия и на них был перенесен ореол власти византийских императоров. Вел. кн. Василия Темного представители духовенства называли одновременно «великим государем», «государем земским», «самодержцем и царем».

Иван III приказал отчеканить титул «государь всея Руси» и на печати, и на монетах и употреблял этот титул даже в сношениях с Литвой. Но и при нем титул «государь» еще не получил всеобщего признания и только начинает входить в употребление. До покорения Новгорода жители называли вел. князя Московского «господином», а ошибочное титулование Ивана III «государем» в 1477 послужило поводом к окончательному покорению Новгорода. С упрочением этого титула с ним начинает связываться представление о неограниченности власти государя. Уже Иван III становится сторонником этой идеи, потребовав от новгородцев в 1478 такой же власти в их городе, какую он имел в Москве. В предложенных новгородцами условиях подчинения он усмотрел желание «чинити урок нашему государству быти», т. е. ограничить его власть. «Что это за государство? — возразил он и разъяснил, какое государство в Москве. — Вечу колоколу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати». В этом смысле понятие «государь» противополагается понятию «урядник». Такое понимание термина «государь» тесно связано со стремлениями московских государей унаследовать международное значение византийских императоров, поставить себя во главе или, по крайней мере, в одном ряду с самыми влиятельными из европейских государей. В этой борьбе за международное первенство сложилась своеобразная оценка достоинства государя на основании двух признаков: родословности и полноты власти. Московские государи считали себя родословными и самодержцами, которые никем «не обдержимы» и правят своим царством только по указанию Божественного веления (см: Царь и Самодержавие).