ГОРОДОВЫЕ МАГИСТРАТЫ И РАТУШИ

ГОРОДОВЫЕ МАГИСТРАТЫ И РАТУШИ. 1. (1720—75), местные учреждения по управлению посадским населением в уездных городах, слободах, крупных торгово-промышленных селах. Городовые магистраты и ратуши возникли в 1720—24 (большинство в 1721—22) на основании именного указа от 15 февр. 1720. С момента образования под названием городовых магистратов до н. 1727 они действовали как органы, формально не зависимые от остальных городских учреждений: находились в ведении Главного магистрата и состояли под контролем магистратов в городах — центрах провинций. 24 февр. 1727 все магистраты были переименованы в ратуши и непосредственно подчинены губернским канцеляриям и воеводским. При восстановлении в 1743 упраздненного в 1727 Главного магистрата «магистратам в городах» было предписано быть «на прежних основаниях», но вместе с тем введено разделение их на губернские, провинциальные магистраты и городовые, причем статус губернских и провинциальных получили бывшие ратуши в городах — центрах губерний и провинций. Городовые магистраты в остальных административных и торговых центрах часто продолжали именовать ратушами — особенно упрочилось это название за магистратами малонаселенных посадов. В системе «городских» учреждений 1743—75 городовые магистраты и ратуши, подчиненные кроме Главного магистрата последовательно губернским и провинциальным магистратам, составили низшее звено. Одновременно они сохранили подотчетность канцеляриям местных «правителей», а под наблюдение им (в городах с развитой торговлей) в 1754 были переданы существовавшие ранее при таможнях словесные суды.

Подведомственность, структура, функции и организация делопроизводства городовых магистратов и ратуш были определены Регламентом, или Уставом, Главного магистрата от 16 янв. 1721, Инструкцией магистратам, опубликованной в к. дек. 1724, уточнялись и пересматривались в актах 1720—60-х о городах и их «гражданах». Роль общего служебного устава, регулировавшего внутреннее устройство и оформление документов, играл для городовых магистратов и ратуш и Генеральный регламент от 28 февр. 1720. Численность городовых магистратов и ратуш (кроме ставших впоследствии провинциальными и губернскими магистратами) в 1720-е—75 оставалась относительно постоянной, колеблясь приблизительно от 90 до 110.

Структура городовых магистратов и ратуш включала присутствие, канцелярию и внеканцелярских служителей, численность которых должна была определяться численностью посадских дворов (ок. 10 на 500 дворов). На практике она определялась не величиной, а материальным благосостоянием посада, оплачивавшего все категории служащих, и колебалась от 3 до 64 чел. Члены городовых магистратов и ратуш (президент, должность которого в 1744 была упразднена, бургомистры, ратманы и ратсгеры) выбирались из купечества для совместного решения всех дел, кроме судебных (для их ведения рекомендовалось выделять одного из членов, по возможности «с товарищами»). Службу в присутствии сначала предполагалось сделать пожизненной, в 1731 был установлен 3-летний срок, который в действительности мог длиться много лет, причем с освобождением от должности терялись права на соответствующий ей чин, но за многолетнюю службу в городовых магистратах и ратушах можно было просить о получении дворянства. Канцелярские служители (секретари, канцеляристы, подканцеляристы, копиисты) выбирались из посадских, а сторожа и рассыльщики брали беднейших «подлых» посада, чтобы они из своего жалованья платили положенные подати.

Городовые магистраты и ратуши осуществляли: раскладку и обеспечение взимания в пределах посада всех видов налогов и пошлин, государственных продовольственных и других поставок, организацию денежных и натуральных откупов и подрядов; запись в купечество и цехи, выяснение численности и имущественного положения тяглецов, перевод «на жительство» в другие города и исключение из посада в связи с изменением сословной принадлежности; контроль за наборами рекрутов и работных людей, несением торгово-промышленным населением иных повинностей, а также за ходом посадских выборов и службой выборных должностных лиц (бургомистров, ларечных и целовальников при кружечных дворах, таможнях, ярмарках, окладчиков и сборщиков при оброчных статьях, соляных голов и др.); удовлетворение запросов центральных и местных учреждений в присылке счетчиков к приему денежной казны и выборных для других поручений; оценку и опись выморочного имущества посадских людей и имущества, подлежащего конфискации по вексельным искам; выдачу паспортов, свидетельств и аттестатов, разрешающих торговать, участвовать в откупах и подрядах; установление границ посада с имениями других землевладельцев (чаще всего помещиков и монастырей), межевание городской земли, отвод участков под дворы, лавки и фабрики; надзор за законностью торговых операций, правильностью мер и весов, продажей продуктов питания и медикаментов, сбор сведений о ценах на хлеб и продовольствие; командирование ремесленников в другие города для профессионального совершенствования; частичное финансирование строительства и ремонта зданий ратуш, постоялых дворов, церквей, мостов, разных городских сооружений; некоторые меры по благоустройству (в основном по соблюдению чистоты на улицах, борьбе с пожарами) и поддержанию общественного порядка (в городах, где не было полицмейстерских контор, городовые магистраты и ратуши отвечали за всю полицию, состоявшую из сотских, пятидесятских, десятских и других выборных); содержание лекарей; сыск уклонявшихся от уплаты налогов, явки в суд и т. п. из числа подведомственных магистратам лиц и всех беглых, беспаспортных, преступников и раскольников; расследование злоупотреблений всех выборных должностных лиц, в т. ч. служащих городовых магистратов и ратуш; рассмотрение вексельных исков, ведение гражданских и уголовных дел и отстаивание прав граждан посада от произвола местных властей и воинских команд.

Полнота осуществления перечисленных функций и значение магистратов в конкретном городе были обусловлены политико-экономическим положением последнего, степенью могущества купечества и разными частными причинами (в первую очередь личными отношениями воевод и «магистратских членов»). В ряде городов городовые магистраты и ратуши разделяли с воеводскими (до 1727 с провинциальными) канцеляриями все сферы управления. Гораздо чаще городовые магистраты и ратуши попадали в полное подчинение канцелярий при «начальниках» уездов и провинций вплоть до превращения в их исполнительные органы по сбору налогов, учету торгово-промышленного населения и принуждения его к казенным и гражданским службам. Во всяком случае, городовые магистраты и ратуши больше зависели от канцелярии «своего» воеводы, чем от вышестоящего магистрата. Городовые магистраты и ратуши прекратили существование в результате реорганизации управления городами согласно «Учреждению о губерниях» от 7 нояб. 1775.

2. (1775—1885), местные административно-судебные учреждения, осуществлявшие управление посадским населением. Созданы на основании «Учреждения о губерниях» от 7 нояб. 1775. Магистраты находились в городах, а ратуши — в слободах и крупных торгово-промышленных селах. На протяжении всего срока деятельности городовых магистратов и ратуш не прекращался процесс их создания и упразднения, замена магистратов ратушами и наоборот. Деятельность городовых магистратов и ратуш регламентировалась «Учреждением о губерниях», Городовым положением 1785 и указами Сената. Городовые магистраты и ратуши создавались как судебные учреждения для ведения уголовных и гражданских дел купцов и мещан, а также заменяли коммерческие суды там, где их не было. Одновременно осуществляли некоторые административные функции: взимали подати, обеспечивали проведение рекрутского набора и т. д. С 1785 по Городовому положению ведали организацией выборов на должности цехового управления и утверждением лиц, избранных на эти должности, приемом мастеровых в цехи, записью в купечество и мещанство, выдачей купцам свидетельств на вступление в подряды, выдачей купцам и мещанам паспортов, оформлением договоров о найме, надзором за иногородними торговцами и промышленниками, организацией еженедельных городских торгов, ведением книг городских земель и строений для выдачи справок при их покупке, утверждением купчих на недвижимость, освидетельствованием качества товаров, выдачей мер и весов. Члены городовых магистратов и ратуш принимали участие в освидетельствовании соляных магазинов, освидетельствовании и запечатывании крепких напитков. В дальнейшем к указанным функциям прибавились выдача книг маклерам и нотариусам и их ревизия. Под руководством городовых магистратов и ратуш состояли совестные суды. В небольших населенных пунктах, где не было городских дум, городовые магистраты и ратуши осуществляли местное самоуправление в полном объеме. Конкретные городовые магистраты и ратуши имели также функции, обусловленные особенностями населенного пункта. В областях с преобладающим нерусским населением создавались соответствующие городовые магистраты и ратуши, напр. татарская ратуша в Казани, греческий магистрат в Нежине. В городах Кавказской обл. с 1827 не существовало магистратов; их дела велись в окружных судах. По делам местного самоуправления городовые магистраты и ратуши могли обращаться в губернские магистраты, по судебным делам апелляционной инстанцией для них служили палаты уголовного и гражданского суда. В соответствии со ст. 178 Городового положения городовые магистраты и ратуши подчинялись городским думам, а на деле выступали как равноправные учреждения.

Городовые магистраты и ратуши состояли из присутствия и канцелярии. В присутствие входили 2 бургомистра и 4 ратмана, избираемые на 3 года. Бургомистры приравнивались к чиновникам XI класса, ратманы — XIII класса. При городских магистратах состояли прокурор и 2 стряпчих: по уголовным и по гражданским делам. Канцелярию возглавлял секретарь. В зависимости от величины населенного пункта и количества дел магистраты могли делиться на департаменты. Городские магистраты столиц, напр., имели 4 департамента: административного, уголовного суда, вексельных дел и тяжбенных дел. Указом от 18 дек. 1785 число департаментов было сокращено до двух, но оставлено право создавать при необходимости новые департаменты. На европейской части территории России городовые магистраты и ратуши были упразднены указом от 13 апр. 1866 в связи с судебной реформой; их дела были переданы в городские думы и уездные суды. В Сибири городовые магистраты и ратуши были упразднены указом от 21 июня 1864, а окончательно — указом от 25 февр. 1885. М. Б.