А. Никитенко Еще одна нравственная болезнь нашего, так называемого, мыслящего поколения — это беглость мысли. Мы не идем по пути мысли твердым логическим шагом, а бежим сломя голову, и притом без всякой определенной цели, часто влекомые одним только желанием отличиться и обратить на себя внимание. На этом бегу мы схватываем кое-какие идеи, познания, кое-какие убеждения,(…)
Эпохи
ПОЛЯКОВЫ - предприниматели, банкиры, участники железнодорожного строительства, братья: 1) Самуил Соломонович (1837-88), строитель и владелец ряда железных дорог, основатель многих банков. 2) Лазарь Соломонович (1842-1914), основатель банкирского дома в Москве, член правлении ряда банков и акционерных обществ, финансировал строительство хоральной синагоги в Москве. 3) Яков Соломонович (1832-1909), основатель ряда банков (в т.ч. в Персии), вице-президент Еврейского(…)
Москва — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа
А. Гакстгаузен Москва имеет значение для русского народа, какого ни один город ни в одной стране не имеет для своего народа. Она — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа. Во всей этой неизмеримой стране нет ни одного великоросса от Архангельска до Одессы, от Тобольска до Новгорода, который бы не говорил о “святой матушке” Москве(…)
Осада Москвы Димитрием Самозванцем
М. Бер Димитрий продолжал осаду Москвы и Троицкой обители; воины его, числом до 100 000 человек, везде, где только могли, обращали в пепел города и села, грабили, убивали московитян. Добыча была несметная; и в Тушине, и в Троицком лагере войско плавало в изобилии: нельзя было надивиться, откуда бралось такое множество съестных припасов, всякого рода скота,(…)
Русское упрямство во времена Смуты в России
И. Масса По многим причинам, которые понятны умным людям, было бы очень худо, если бы поляки овладели страною. Если бы они завоевали ее и снова посадили на престол какого-нибудь царя Димитрия, то они не удержались бы там и одного года, ибо москвитяне и русские, отличаясь самостоятельностью и упрямством, которым они превосходят евреев, снова перебили бы(…)
“Бей жену — не горшок, не разобьется”
А. Рейнбот У нас развод вследствие пьянства невозможен; жена обязана терпеливо переносить побои и оскорбления пьяного мужа, переносить, как он отнимает у нее и пропивает ее заработок, пускает по миру семью; лишь с большим трудом и протекцией может она по усмотрению полицейских властей получить документ на отдельное жительство — другой защиты в законе она не(…)
“Боже, как грустна наша Россия”
Н. Бердяев Пушкин, прочитав “Мертвые души”, воскликнул: “Боже, как грустна наша Россия”. Это восклицала вся русская интеллигенция весь XIX век. И она пыталась уйти от непереносимой грусти русской действительности. Этой идеальной действительностью была или допетровская Россия, или Запад, или грядущая революция. Русская эмоциональная революционность определялась этой непереносимостью действительности, ее неправдой и уродством. При этом переоценивалось(…)
“В нем света мало, но теплоты много”
В. Вейдле Можно сказать, что там, где кончаются “личные отношения”, начинается сразу ими же вызванная антитеза: царство сугубо механического государственного устройства, “военщины”, “казенщины”, того, за что проклинали Петра и ненавидели Николая I, за что, в частности, так ненавидел его Толстой. Противоположность нужно видеть здесь не между самодержавием и свободой, а между бездушием государственной машины и(…)
“Взятки — хлеб насущный”
И. Рева Говорят, история не стоит. Может быть это и верно, только не для здешних мест (Архангельская губ. — С. И.); по крайней мере остается без движения ее, так сказать, административная сторона. Как прежде воеводы, дьяки и всякая иная приказная строка двигалась с юга на далекий север, “в нормы”, так и теперь исправники и иной(…)
“Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!
А. Герцен Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель — всех их толкает в могилу неумолимый рок. История нашей литературы — это или мартиролог, или реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство, — едва успев расцвести, они спешат расстаться(…)
“Гром не грянет — мужик не перекрестится”
А. Герцен Русский народ религиозен, потому что народ при современных политических условиях не может оставаться без религии. Просвещенное сознание — следствие прогресса; истина и мысль до сих пор существуют лишь для немногих. Народу же религия заменяет все, она отвечает на все его эстетические и философские вопросы, возникающие в человеческой душе на всех ступенях развития. Фантастическая(…)
“Гулящие люди”
Н. Голикова В ряде городов Поволжья число «пришлых людей» не уступало по количеству местному посадскому населению […]. Одни уходили в город на заработки с разрешения своих владельцев. Другая часть состояла из лиц, называвших себя «гулящими людьми». […] Для правительства не оставалось тайной присутствие среди «гулящих людей» большого количества зависимых беглых людей. […] На Волге можно(…)
“Гусляки”, “шувалики”, “косулинские нищие”
С. Максимов Одни в самом деле нищают, придя по силе обстоятельств в крайнюю бедность и, при недостатке сил и энергии, ноют под чужими окнами и вымаливают себе насущную помощь. Другие, с примера и в подражание этим, нищатся, как верно выражаются в деревнях, т. е. притворяются нищими и побираются именем Христовым без нужды. Все они одной(…)
“Доводы сердца” выше воли и рассудка
Ф. Достоевский <…> Наш народ <…> готов забыть целые муки за одно ласковое слово. Записки из Мертвого дома // Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1972. Т. 4.С. 150. Н. Гоголь Поощрение слишком важная вещь для русского человека. Н.В. Гоголь — С. П. Шевыреву. 1844 // Полн. собр. соч. в 14 т. М., 1952.(…)
“Домострой” пораждает русский народный характер
Н. Бердяев Трудно представить себе большее извращение христианства, чем отвратительный «Домострой». Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный характер. Русская идея. Париж, 1946. С. 13. Миниатюра: А.М. Васнецов. Старорусский город
“За границей русский чувствует себя на воле”
Де Белькур […] за границей русский чувствует себя на воле, а в России же он задумчив, мрачен, боязлив и принижен до подлости пред теми, в ком нуждается. Заметки француза о Москве в 1774 году. Публикация Н.И. Дмитриева//Русский архив. 1875. Кн. 11. С. 280.
“Как ни молись, а все чертям достанется”
B. Ключевский Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями. Нивелировка русского рыхлого сердца этим жупельным страхом — единственное дело, удавшееся этому тунеядному сословию. <…> Русский простолюдин — православный — отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на него для(…)
“Многоярусный” быт русской провинции
Н. Гиляров-Платонов Один из умнейших людей России (П.В. Киреевский) говаривал, что Россия живет в многоярусном быте. Часть не дошла еще до XVIII столетия, а где-нибудь в Пинских лесах, отрезываемых от остального мира болотами на целые полгода <…>, живо, пожалуй, XIII столетие. Подобные же границы столетий пролегают и в одной местности, но в разных слоях населения.(…)
“Молнийная стрела”, упавшая на Русь
Н. Полевой Страшно было состояние Руси! «Молнийная стрела», казалось, упала на Русь и погубила в ней все — людей, жилища, имения, самую судьбу их, погубила прошедшее, уничтожила будущее, расплавив настоящее в горькие слезы. Мы видели, что в некоторых местах даже навсегда были оставлены жилища, по причине воссмердения воздуха. Киев, Чернигов, Владимир, Москва, Тверь, Курск, Рязань,(…)
“Москва близко! Москвой пахнет!”
М. Салтыков-Щедрин <…> Известно, что никто не выделяет такую массу естественных зловоний, как благополучный человек. Что ему! Щи ему дают такие, что не продуешь; каши горшок принесут — и там в середке просверлена дыра, налитая маслом; стало быть, и тут не продуешь. И так до трех раз в день, не говоря об чаях и сбитнях,(…)
“Мы все учились понемногу…”
И. Бунин “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь”. Да и делали мы тоже только кое-что, что придется, иногда очень горячо и очень талантливо, а все-таки по большей части как Бог на душу положит — один Петербург подтягивал. Длительным будничным трудом мы брезговали, белоручки были, в сущности, страшные. А отсюда, между прочим, и идеализм наш,(…)
“На всех московских есть особый отпечаток”
Г. Федотов В татарской школе, на московской службе выковался особый тип русского человека — московский тип, исторически самый крепкий и устойчивый из всех сменяющихся образов русского национального лица. Этот тип психологически представляет сплав северного великоросса с кочевым степняком, отлитый в формы осифлянского православия. Что поражает в нем прежде всего, особенно по сравнению с русскими людьми(…)
“Назад, в Россию!”
П. Кропоткин “Назад, в Россию!” — такова мечта, неустанно преследующая всякого ссыльного. Его могут сослать на Сахалин, но мысли его непрестанно обращены к Западу и даже с Сахалина он будет всячески пытаться вернуться в свою родную деревню, увидать свою заброшенную избу. <…> До тех пор пока бродяги ничего не украли, они могут быть уверены, что(…)
“Общество” и “народ” Архангельской губернии
И. Рева <…> Здесь, на севере (Архангельская губ. — С. Я.), того элемента, который принято в обществе и литературе называть интеллигенцией, нет; по крайней мере, мне не случалось видеть его или встречаться с ним. Есть чиновники, есть купцы, есть мещане, есть крестьяне (между этими двумя классами не только резкой, но и никакой, кажется, разницы не(…)
“Отбывание школы” — тяжкая повинность
А. Энгельгардт Можете себе представить, каково было мое удивление, когда вскоре после моего водворения в деревне ко мне раз пришел мужик с просьбою заступиться за него потому, что у него не в очередь берут сына в школу. —Заступись, обижают, — говорил он, — сына не в очередь в школу требуют, мой сын прошлую зиму школу(…)